Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 n 15АП-10634/2010 по делу n А32-11978/2010 По делу о признании незаконными действий таможенного органа по отказу в применении преференций в отношении товара, а также об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2010 г. N 15АП-10634/2010
Дело N А32-11978/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захарова Л.А., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2010 г. по делу N А32-11978/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг"
к Краснодарской таможне
о признании незаконными действиями, об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
принятое судьей Ивановой Н.В.,
установил:
закрытое акционерное общество "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконными действий по отказу в применении преференций в отношении товара, оформленного обществом по ГТД N 10309040/230909/0004024, а также об обязании возвратить излишне уплаченные по ГТД N 10309040/230909/0004024 таможенные платежи в размере 170 009,35 рублей, из которых 144 075,72 рублей - ввозная таможенная пошлина; 25 933,63 рублей - НДС.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обществом представлены в материалы дела все необходимые доказательства, подтверждающие происхождение ввезенного товара из Грузии, в связи с чем заявитель имеет право на преференции, в предоставлении которых таможенным органом неправомерно отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала решение суда в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение, сославшись на то, что в графе 8 представленного декларантом сертификата в нарушение Правил заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1 не содержится информация, позволяющая однозначно провести идентификацию товара, на который выдан сертификат, относительно ввезенного заявителем, а именно: не указаны размеры ввезенной плитки из природного камня, которая заявлена в графе 31 ГТД. В связи с этим таможенный орган полагает, что представленный декларантом сертификат не подтверждает происхождение ввезенного товара.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с доводами таможенного органа, указав, что согласно пунктам 10, 11 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств государств СНГ, при экспорте товаров из государства-участника Соглашения сертификат выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера. Таким образом, заявитель считает, что не имеет отношения к заполнению граф сертификата. Вместе с тем заявитель указывает, что таможенным органом не реализованы предусмотренные пунктом 16 вышеуказанных Правил, пунктом 4 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 31 Закона "О таможенном тарифе" полномочия, в соответствии с которыми таможенный орган в случае возникновения сомнений относительно представленного сертификата может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.09.2009 г. ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" на основании договора N 268-5 от 12.05.2009 г., заключенного с компанией LTD "KANI+" Грузия, ввезло на территорию Российской Федерации по ГТД N 10309040/230909/0004024 товар: природный камень пиленый, код ТН ВЭД РФ 16802230000.
При подаче ГТД общество для подтверждения права на предоставление преференций по оплате ввозных таможенных пошлин предоставило сертификат происхождения товара (форма СТ-1) N GEO2009 01/001637 от 25.08.2009 г.
В ходе проверки представленных документов у таможни возникли сомнения относительно подлинности предоставленного обществом сертификата, в связи с чем таможенный орган для проверки представленного документа обратился с соответствующим запросом в ФТС России.
Общество в целях скорейшего выпуска товаров уплатило ввозные таможенные пошлины без учета преференций в размере 144 075,72 рублей и НДС в размере 25 933,63 рублей, всего 170 009,35 рублей. Выпуск товара был произведен.
Общество 01.03.2010 г. обратилось в таможенный орган с заявлением о предоставлении тарифных преференций в связи с предъявлением сертификата происхождения товара (форма СТ-1) в отношении товара, оформленного ГТД N 10309040/230909/0004024, а также с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей на общую сумму 170 009,35 рублей.
Письмом N 19-04/4929 от 10.03.2010 г. таможня отказала в удовлетворении заявленных обществом требований в связи с тем, что в представленном сертификате происхождения товаров от 25.08.2009 г. N GEO2009 01/001637 в графе 8 не содержится информация, позволяющая произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления, а именно: не указаны размеры плиток из природных камней, которые заявлены в 31 графе ГТД N 10309040/230909/0004024.
Полагая незаконным отказ таможенного органа в предоставлении преференций в отношении товара, оформленного по ГТД N 10309040/230909/0004024, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение, суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" предусмотрено предоставление льгот (преференций) в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлины в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.
В соответствии со статьей 37 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999, и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров. Данные Правила утверждены решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых Государств.
В статье 3 Соглашения стран СНГ от 15.04.94 "О создании зоны свободной торговли" установлено, что Договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на вывоз и (или) ввоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других Договаривающихся сторон.
Для подтверждения страны происхождения товара в государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара. При экспорте товаров из государства - участника Соглашения сертификат выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера (пункты 10 и 11 Правил).
В соответствии с пунктом 6 приказа ГТК России от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" в отношении товаров, происходящих с территории Республики Грузия, не применяются ввозные таможенные пошлины.
По смыслу пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 (далее - Правила), товар считается происходящим из таможенной территории государства - участника Соглашения от 15.04.1994 о создании зоны свободной торговли, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также экспортируется на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории государства - участника Соглашения на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.
В соответствии с Правилами под резидентами понимаются любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации создания либо другой аналогичной характеристики. Однако в указанное понятие не включается лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.
Таким образом, для предоставления льгот (преференций) в виде освобождения от уплаты пошлины товара, происходящего из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, требуется не только, чтобы товар был полностью произведен в государстве - участнике Соглашения и ввозился с его территории, но и необходимо, чтобы товар экспортировался на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения.
Согласно пункту 16 Правил, пункту 4 статьи 36 ТК РФ и пункту 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.
При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 вступило в силу для Грузии 21 января 2003 года и до настоящего времени Грузия продолжает участвовать в Соглашении на основании Решения Совета глав государств СНГ от 09.10.2009.
Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых Государств 30.11.2000, вступили в силу для Грузии с 30.11.2000 г. и распространяли свое действие на Грузию и во время оформления обществом товаров по ГТД N 10309040/230909/0004024.
Договор N 268-5 от 12.05.2009 г. заключен между ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг", являющимся резидентом Российской Федерации, и компанией LTD "KANI+" Грузия, которая является резидентом Грузии.
Согласно предоставленного таможне при подаче ГТД N 10309040/230909/0004024 сертификата происхождения N GEO2009 01/001637 от 25.08.2009 г. поставляемый товар был произведен на территории Грузии фирмой LTD "KANI+", что также подтверждается Санитарно-эпидемиологическими заключениями N 23.КК.02.570.П.003787.10.09 от 14.10.2009 г., N 23.КК.02.570.П.003788.10.09 от 14.10.2009 г., N 23.КК.02.570.П.003789.10.09 от 14.10.2009 г., N 23.КК.02.570.П.003790.10.09 от 14.10.2009 г., N 23.КК.02.570.П.003791.10.09 от 14.10.2009 г.
Предоставленный таможне сертификат происхождения N GEO2009 01/001637 от 05.08.2009 г. соответствует всем обязательным для заполнения сертификата требованиям, указанным в п. 12. Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000.
В графе 8 "Описание товара" сертификата указано коммерческое наименование товара и его размеры: плитка из природного камня базальт - 200 м2; плитка из природного камня тешенит (гранит) - 100 м2; плитка из природного камня диабаз - 0,74м2; плитка из природного камня эклар (известняк) - 250 м2; плитка из природного камня болнисский туф - 400 м2.
Набор признаков для идентификации нормативно не определен, достаточность описания является оценочным понятием. В данном случае примененное описание позволяет идентифицировать товар, в связи с чем доводы таможни о неуказании размера ввезенной плитки в сертификате необоснованны.
Кроме того, согласно пунктам 10, 11 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств государств СНГ, при экспорте товаров из государства-участника Соглашения сертификат выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера, поэтому заявитель не имеет отношения к заполнению граф сертификата. Вместе с тем таможенным органом не реализованы предусмотренные пунктом 16 вышеуказанных Правил, пунктом 4 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 31 Закона "О таможенном тарифе" полномочия, в соответствии с которыми таможенный орган в случае возникновения сомнений относительно
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 n 15АП-10632/2010 по делу n А32-50978/2009 По делу о признании незаконными действий по применению распоряжения органа местного самоуправления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в части установления кадастровой стоимости земельного участка и обязании привести в соответствие кадастровую стоимость земельного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также