Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 n 15АП-9872/2009 по делу n А32-13246/2009 По делу о признании незаконным требования таможенного органа об уплате таможенных платежей, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2009 г. N 15АП-9872/2009
Дело N А32-13246/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л А
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.07.2009 г. по делу N А32-13246/2009,
принятое в составе судьи Ивановой Н. В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Химтрейд"
к Новороссийской таможни
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Химтрейд" (далее - ООО "Химтрейд") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконной уплату таможенных платежей в размере 76 638, 96 руб. по ГТД N 10317090/171208/0004066; обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 76 638, 96 руб. на счет ООО "Химтрейд".
Решением суда от 20.07.2009 г. заявленные требования удовлетворены полностью. Судебный акт мотивирован тем, что таможня не подтвердила наличие у нее оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки, а также не доказала необходимости корректировки таможенной стоимости товара с применением шестого метода.
Не согласившись с принятым решением, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что данные, используемые обществом, не подтверждены документально. Заявленная таможенная стоимость товаров по спорной ГТД находилась за нижним пределом диапазона стоимости товаров такого же вида и класса, представленных в информационной системе "Мониторинг-Анализ". Невозможность применения таможенным органом метода 2 обосновывается отсутствием документальной информации, необходимой для его применения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Химтрейд" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание стороны, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, не явились. От ООО "Химтрейд" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании контракта от 08.09.2008 г. N 2008/09/08, заключенного с фирмой "Джаянт Агро-Органикс Лтд" (Индия), ООО "Химтрейд" ввезло на территорию РФ товар (масло касторовое для лакокрасочной продукции). Товар в таможенном отношении оформлен по ГТД N 10317090/171208/0004066, таможенная стоимость товара заявлена по цене сделки.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара ООО "Химтрейд" представило таможенному органу необходимые документы, в том числе: паспорт сделки N 08090005/0518/000/2/0 от 11.09.2008 г., коносамент от 10.11.2008 г. N EGLVKPXJPR88308, контракт от 08.09.2008 г. N 2008/09/08, инвойс от 22.09.2008 г. N 815020071, упаковочный лист, сертификат качества, справку по отгрузкам, заявления на перевод N 001 от 12.09.2008 г. и N 002 от 06.10.2008 г.
В ходе проведения таможенного контроля Новороссийской таможней признано, что представленные обществом к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, в связи с чем таможенная стоимость была условно откорректирована, произведен расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей и осуществлен условный выпуск товара.
Новороссийской таможней в адрес общества был направлен запрос о предоставлении дополнительного пакета документов: экспортной декларации страны отправления с переводом; прайс-листа производителя; транспортного инвойса; договора перевозки; пояснений по условиям продаж; сведений о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах; ценовой информации по однородным/идентичным товарам; банковских платежных документов по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам; документов подтверждающих назначение товара.
В установленный таможенным органом срок ООО "Химтрейд" не представило в Новороссийскую таможню дополнительно истребуемые документы, в связи с чем таможенный орган отказал обществу в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара не была подтверждена документально в полном объеме, имеет низкий ценовой уровень, и указал на необходимость корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.
Новороссийская таможня самостоятельно откорректировала таможенную стоимость задекларированного товара по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости в соответствии с ГТД N 10317090/171208/0004066, в связи с чем таможенная стоимость ввезенных ООО "Химтрейд" товаров составила 784 961, 32 руб., и обществу было доначислено 193 000 руб. таможенных платежей. Таможенные платежи в сумме 193 000 руб. общество внесло на счет Новороссийской таможни по квитанциям N 23722 от 17.12.2008 г. и N 24093 от 19.12.2008 г.
Полагая, что вывод Новороссийской таможни о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости является необоснованным, а сумма таможенных платежей в размере 76 638, 96 руб. внесенная обществом на счет таможни, является излишне уплаченной, ООО "Химтрейд" обратилось в таможню с заявлением от 29.12.2008 г. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 76 638, 96 руб.
Письмом от 12.02.2009 г. N 13-13/3060 обществу отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Отказ мотивирован тем, что денежные средства в размере 76 638, 96 руб. были уплачены по КТС N 10317090/171208/0004066 в процессе таможенного оформления.
Отказ Новороссийской таможни в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров, заявленного по ГТД N 10317090/171208/0004066, и оспариваются заявителем по настоящему делу.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации и определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом.
Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление товара. В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 5003-1 заявленная декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Предусмотренная пунктом 2 статьи 15 Закона N 5003-1 обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота и которые имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара. Суд сделал вывод о том, что таможня не доказала, что истребованные ею документы отвечают критериям, установленным данной статьей.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.
Пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса РФ установлено, что заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В данном Постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также указал, что в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона "О таможенном тарифе" основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Кроме того, как указал Пленум ВАС РФ, перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется, является исчерпывающим.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа Новороссийской таможней в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной обществом стоимости товара.
Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, данный вывод таможенного органа опровергается материалами дела.
Перечень документов, подлежащих представлению в обоснование применения первого (основного) метода определения таможенной стоимости товара, утвержден приказом ГТК России от 16.09.2003 г. N 1022, действовавшим в период спорных правоотношений. В соответствии с положениями указанного приказа обществом "Химтрейд" Новороссийской таможне был представлен пакет документов (в т.ч. контракт, инвойсы), из которого следует, что расчет таможенной стоимости товара произведен обществом на основании цены товара, фактически уплаченной продавцу.
Из представленных в материалы дела ведомостей банковского контроля следует, что общество оплатило иностранному контрагенту денежные средства за товар в соответствии с суммой, указанной в ГТД.
Согласно ГТД N 10317090/171208/0004066 поставка товара была осуществлена на условиях CFR Новороссийск. В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" по сделке, заключенной на условиях СFR, продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, а также на продавца возлагается выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара.
Поскольку по условиям CFR расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, оплачиваются продавцом (поставщиком), и, следовательно, учитываются в цене товара, покупатель не обязан подтверждать документально размер понесенных продавцом транспортных расходов при подтверждении таможенной стоимости товара.
Представленные ООО "Химтрейд" в таможенный орган документы не содержали признаков недостоверности, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена и основания для ее корректировки у таможенного органа отсутствовали, признается апелляционной инстанцией обоснованным.
Положения статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации указывают на право таможенных органов истребовать не все документы, а лишь необходимые для определения таможенной стоимости товаров в силу закона либо обычая делового оборота. Данные положения не могут рассматриваться как позволяющие таможенным органам произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров и не позволяют руководствоваться одним лишь фактом непредставления документов, если такие документы не способны повлиять на таможенное оформление и определение таможенной стоимости товаров.
Из материалов дела не следует, что представленные декларантом документы в подтверждение
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 n 15АП-9871/2009 по делу n А32-15323/2009 По делу о признании государственной регистрации недействительной.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также