Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 по делу n А32-11090/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-11090/2008-22/116

17 июля 2009 г.                                                                                     15АП-7675/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильиной М.В.,

судей Галова В.В., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Решетниковым Р.А.,

при участии:

от истца: Мартыненко А.Г. по доверенности от 03.06.2008  серия 23АА № 909808,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования г-к.Анапа

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2008 по делу № А32-11090/2008-22/116,

принятое в составе судьи Чуприна Т.В.,

по иску индивидуального предпринимателя Джамаловой Тамары Ервановны, г.-к.Анапа

к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа

при участии третьих лиц:

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, г.Краснодар

о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Джамалова Тамара Ервановна (далее –ИП Джамалова Т.Е.)  обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее –Администрация МО г-к Анапа, Администрация) о признании права собственности на самовольное строение  - трехэтажный жилой дом размером 12,25м. х 8,08м. + 18,0 м. х 5,45м. с подвалом и мансардой, расположенными в нем комнатами для размещения отдыхающих в летнее время и встроенным магазином по адресу: г-к Анапа, с.Витязево, ул.Красноармейская, 100, расположенное на земельном участке  площадью 813 кв.м., кадастровый №  23:37:01 08 01:0685.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2008 исковые требования удовлетворены. Решение суда мотивировано тем, что спорная постройка возведена на земельном участке, принадлежащем истце на праве собственности, что подтверждается свидетельством серии 23 АД № 379469. Целевое назначение земельного участка (для ведения личного подсобного хозяйства) не нарушено, поскольку в силу ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» собственник земельного участка, предоставленного ему для ведения личного подсобного хозяйства, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Спорный объект соответствует указанным нормам и требованиям, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается техническим заключением от 03.10.2005г. и заключением РОО Инвалидов войн и военных конфликтов о техническом состоянии оконченного строительством здания, градостроительным обоснованием (заключением) Управления архитектуры и градостроительства Администрации города-курорта Анапа от 02.05.2007 г. №439.

Администрация МО г-к Анапа обратилась с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2008г., в которой просила решение отменить, в иске отказать. Ответчик указал, что постановлениями главы администрации Витязевского поселкового округа от 09.04.2002 № 105 и от 10.03.2004 № 45 Джамаловой Т.Е. разрешено строительство второго жилого 2-х этажного дома с подвалом и мансардой, который в техническом паспорте указан как литер «Б». Истица без разрешающих документов построила третий 3-х этажный дом с комнатами для размещения отдыхающих, обозначенный в техническом паспорте литер «В». Земельный участок, на котором расположен спорный 3-х этажный дом, имеет разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства. В силу ст.4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» на указанном земельном участке может быть возведен исключительно жилой дом либо строения и сооружения, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, т.е. производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а не для осуществления коммерческой деятельности по размещению отдыхающих и розничной торговли. Таким образом, имеет место нарушение вида разрешенного использования земельного участка. Нарушены положения ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательное получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации  в случае строительства жилых домов этажностью свыше 3-х либо коммерческих объектов этажностью свыше 2-х этажей. В нарушение ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не истребовано заключение Управления государственного строительного надзора Краснодарского края, которое является обязательным при строительстве объектов этажностью свыше 3-х о соответствии возведенного строения и выполненных работ требованиям. Техническое заключение общественной организации РОО Инвалидов войн и военных конфликтов не может заменить заключение уполномоченного органа государственного строительного надзора. В силу ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 36 Устава муниципального образования город-курорт Анапа,  закона Краснодарского края от 01.04.2004 № 676 «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа» администрации сельских округов, в т.ч. Витязевского сельского округа, являются территориальными органами администрации муниципального образования город-курорт Анапа и не наделены полномочиями на выдачу разрешений на строительство объектов на территории МО город-курорт Анапа, поскольку такими полномочиями наделена администрация МО город-курорт Анапа. Следовательно, постановления главы администрации Витязевского поселкового округа от 09.04.2002 № 105 и от 10.03.2004 № 45 выданы структурным подразделением администрации МО г-к Анапа, не имеющим на это соответствующих полномочий. Строительство спорного объекта произведено с нарушениями земельного и градостроительного законодательства.

В отзыве на апелляционную жалобу истица указала, что на земельном участке площадью 813 кв.м., предоставленном ей постановлением главы администрации пос.Витязево № 322 от 03.12.1992г. в пожизненное наследуемое владение, находится жилой дом 1930 года постройки литер «А», в котором истце принадлежит ½ часть. На основании разрешения, полученного в 1994 году, построен новый жилой дом литер «Б». Ранее истица содержала домашний скот и осуществляла продажу излишков продукции животноводства. Ввиду отнесения пос.Витязево к курортной зоне, постановлениями администрации пос.Витязево от 11.08.2000 № 186 и от 09.04.2002 № 105 принято решение о сносе сарая для содержания скота с разрешением возведения на его месте гостиницы для размещения отдыхающих (второй жилой дом литер «В»). На территории пос.Витязево ведение подсобного хозяйства запрещено. В настоящее время истицей инициирована процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка. Ссылки ответчика на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, устава МО г-к Анапа и закона Краснодарского края от 01.04.2004 № 676 «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа», необоснованны, поскольку разрешение на строительство получено до их вступления в силу.

Определением суда от 19.11.2008г. к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.

Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009г. производство по делу приостановлено в связи с назначением по ходатайству истца судебной экспертизы.

Определением суда от 09.06.2009 производство по делу № А32-11090/2008-22/116 возобновлено.

В судебном заседании представитель ИП Джамаловой Т.Е. апелляционную жалобу не признал по изложенным в отзыве основаниям, просил решение Арбитражного суда Краснодарского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Администрация МО г-к Анапа и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Джамаловой Тамаре Ервановне на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 813 кв.м. (земли поселений – для личного подсобного хозяйства) с кадастровым номером 23:37:01 08 001:0685, расположенный по адресу: г.Анапа, с/о Витязевский, с.Витязево, ул.Красноармейская, 100, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2007 серии 23-АД № 379569. Основанием регистрации права указано постановление главы администрации пос.Витязево от 03.12.1992 №322 (т.1,л.д.18, 58).

Постановлением главы администрации п.Витязево от 19.01.1994 № 31 Джамаловой Т.Е. было разрешено строительство жилого дома по ул.Горького, 21 (Красноармейской, 73). Из справки Управления архитектуры и градостроительства от 14.04.1999 №207 (т.2,л.д.22) и пояснений сторон следует, что в соответствии с указанным постановлением истицей было возведен двухэтажный жилой дом, обозначенный на плане земельного участка как здание литер Б (т.1, л.д.65, т.2,л.д.2)

На основании заявления Джамаловой Т.Е. Управлением архитектуры и градостроительства г.Анапа было выдано архитектурно-планировочное задание на проектирование индивидуального жилого дома в п.Витязево по ул.Красноармейской,100 (т.2,л.д.14-15).

Постановлением главы администрации Витязевского поселкового округа города-курорта Анапа от 09.04.2002 № 105 Джамаловой Т.Е. было разрешено строительство и проектирование второго жилого дома с пристроенным киоском общей площадью до 250 кв.м. в п.Витязево по ул.Красноармейской,100 (т.1,л.д.8).

Постановлением главы администрации Витязевского поселкового округа города-курорта Анапа от 10.03.2004 № 45 Джамаловой Т.Е. было разрешено произвести замену проекта и продолжить строительство жилого дома в п.Витязево по ул.Красноармейской, 100 (т.1,л.д.9).

Актом выбора земельного участка от 16.12.2005 согласована площадка для проектирования второго жилого дома с комнатами для размещения отдыхающих в летний период (т.2,л.д.16).

ИП Джамаловой Т.Е. были получены технические условия и заключения ОГИБДД УВД г.Анапа, ОГПН г.Анапа, ТО Роспотребнадзора г.Анапа (т.2,л.д.18-20) на проектирование спорного объекта.

Джамаловой Т.Е. было завершено строительство трехэтажного жилого дома размером 12,25м. х 8,08м. + 18,0 м. х 5,45м. с подвалом и мансардой, расположенными в нем комнатами для размещения отдыхающих в летнее время и встроенным магазином по адресу: г-к Анапа, с.Витязево, ул.Красноармейская, 100, расположенного на земельном участке  площадью 813 кв.м., кадастровый №  23:37:01 08 01:0685

Для сдачи в эксплуатацию жилого дома с подвалом, мансардой и встроенным торговым павильоном литер В был подготовлен рабочий проект (т.2,л.д.26-52).

Для оформления строительства спорного жилого дома с комнатами для отдыхающих ИП  Джамалова Т.Е. обратилась к главному архитектору г.-к.Анапа с заявлениями от 23.08.2005 и от 21.02.2008 (т.1,л.д.15).

14 января 2008 года Джамалова Т.Е. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства города-курорта Анапа с заявлением, в котором указала, что в 2005 года по окончании строительства спорного объекта были собраны все необходимые документы для сдачи дома в эксплуатацию, документы были сданы в Управление архитектуры и градостроительства города-курорта Анапа. На момент обращения с иском вопрос о сдаче дома в эксплуатацию не был решен.

Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по предупреждению и пресечению самовольного строительства на территории города-курорта Анапа от 07.04.2008 №5 Джамаловой Т.Е. было отказано в оформлении в административном порядке самовольно построенного второго трехэтажного с мансардным этажом и подвалом жилого дома с комнатами для размещения отдыхающих в летний период со встроенным магазином размером 12,25м х 8,08 м + 18,0 м х 5,45м по адресу: г.Анапа, с.Витязево, ул.Красноармейская, 100, в связи с отсутствием государственной экспертизы проектной документации (т.1,л.д.7).

Ссылаясь на невозможность оформления права собственности на спорный объект недвижимости, ИП Джамалова Т.Е. обратилась с иском в арбитражный суд о признании на них права собственности в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениям статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 190-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство. Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство, при этом к заявлению о выдаче такого разрешения в

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 по делу n А53-4403/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также