Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу n А53-2696/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-2696/2009

18 июля 2009 г.                                                                                   15АП-4935/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2009 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Н.

судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей.

при участии:

от ИФНС по г.Таганрогу – Дымковской Л.А. по дов.от 03.03.2009 г. №81,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Таганрогу по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 апреля 2009 года по делу № А53-2696/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Трейд"

к заинтересованному лицу – Федеральной налоговой службе России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Таганрогу Ростовской области

о признании незаконными решений от 26 января 2009 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов,

принятое судьей Грязевой В.В.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Дельта-Трейд" (далее – ООО «Дельта-Трейд», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Таганрогу по Ростовской области (далее – Инспекция) о признании незаконным незаконными решений от 26 января 2009 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов».

Общество указало, что представило на регистрацию все необходимые документы, что подтверждается описью вложений в ценное письмо, и отказ по мотиву непредставления одного из них необоснован. Директор общества Толасов М.В., подавший документы на регистрацию изменений, указал свой адрес согласно страницы 5 паспорта, в связи с чем ссылки инспекции на недостоверность данных необоснованны.

Решением суда от 27 апреля 2009 года  требование удовлетворено. Решение мотивировано тем, что из статей 9,.12,23 Закона о регистрации не следует, что вследствие недостатков в представленных документах заявление о государственной регистрации изменений может считаться непредставленным.

Не согласившись с указанным выводом, Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Таганрогу по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ и просила его отменить.  По мнению подателя жалобы, представленное Толасовым М.В. заявление не может считать достоверным документом, так как подписавшее его лицо не имеет регистрации не только  г.Таганроге, но нигде в целом; адрес регистрации, указанный в заявлении, не существует, следовательно, недействителен.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Дельта-Трейд» указывает на согласие с решением суда, отмечая, что в заявлениях по форме 13001 и 14001 указан адрес Толасова М.В., содержащийся в ЕГРЮЛ, подпись директора нотариально заверена. Препятствий в регистрации не имелось. Регистрирующий орган исполнил решение суда, произвел процедуру снятия с учета ООО «Дельта-Трейд» в связи с переменой адреса местонахождения организации и назначением нового директора организации Костюченко А.К, о чем выдал выписку из ЕГРЮЛ, то есть фактически исполнил решение суда. 

В судебном заседании представитель инспекции поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Общество, надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседания, участия в нем не приняло. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 19 января 2009 года инспекцией были получены поданные от лица ООО «Дельта-Трейд» заявление по форме Р14001, установленной Постановлением Правительства РФ № 439 от 19.06.2002г., подписанное Толасовым Михаилом Викторовичем, (прежним руководителем постоянного действующего исполнительного органа), о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно  изменений о лицах, имеющих право без доверенности действовать   от имени юридического лица.

Также было представлено заявление по форме Р13001, для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а именно об изменении адреса общества.

 При этом в качестве основания  для государственной регистрации были представлены новая редакция  Устава общества,  решение №5  от 13 января 2009 года единственного участника общества.  

В заявлениях указано, что изменения, вносимые в учредительные документы Общества, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны, и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы ООО «Дельта-Трейд».

Решениями от 26 января 2009 года по форме Р50001 (том 1 л.д. 44,  45) Инспекцией отказано в государственной регистрации в связи с  непредставлением определенных статьей 17 Закона о регистрации документов. В обоснование отказа Инспекцией указано на то, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Отказы мотивированы следующим. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее – заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При данном виде регистрации заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного  органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. При этом заявитель указывает свои паспортные данные и адрес места жительства в Российской Федерации. Указанный в заявлении адрес места жительства заявителя, по сведениям адресного бюро г.Таганрога, является недействительным.   

Судом первой инстанции сделан вывод, что указанное основание отказа не соответствует закону. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, закреплено, что налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

В порядке, установленном п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Из смысла статей 9, 18 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом на основании документов, представленных в этот орган.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, представляются:

а)        подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица;

б)        решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в)        изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г)        документ об уплате государственной пошлины.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439.

В соответствии с положениями статьи 9 Закона № 129-Федерального закона, Закона №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Методическими разъяснениями по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденными Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3- 09/16@, заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

В представленных на регистрацию заявлениях по формам Р13001 и  Р14001 в качестве заявителя выступает прежний руководитель Толасов Михаил Викторович, лицо, которое на момент подачи заявления не является действующим от имени юридического лица без доверенности, в связи с чем заявления подписаны неуполномоченным лицом, поскольку согласно представленном на регистрацию решению №5 учредителя от 13.01.2009 года (том 1 л.д.17) Толасов М.В. освобожден от занимаемой должности, на должность директора назначен Костюченко А.Г. 

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. N 12580/05 отмечено, что с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).

Таким образом, оспариваемые по делу решения приняты регистрирующим органом на основании заявления лица,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2009 по делу n А32-15572/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также