Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 n 15АП-9186/2009 по делу n А32-16272/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение предприятием экологических требований.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2009 г. N 15АП-9186/2009
Дело N А32-16272/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: Канаки Н.В. по доверенности N 1722 от 20.12.07 г.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Муниципального унитарного предприятия "РЭО-9"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.07.2009 г. по делу N А32-16272/2009
по заявлению МУП "РЭО-9"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления административного органа,
принятое в составе судьи Буренкова Л.В.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи "РЭО-9" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления N 08-063-013КН-2 от 02.06.09 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 03.07.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в деянии предприятия состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, МУП "РЭО-9" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что действиях предприятия отсутствует состав правонарушения, поскольку оно не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы.
Управление Росприроднадзора, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратурой г. Сочи проведена проверка деятельности МУП г. Сочи "Ремонтно-эксплуатационная организация - 9" по вопросу соблюдения предприятием требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что хозяйственная деятельность МУП г. Сочи "Ремонтно-эксплуатационная организация - 9" оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем предприятие обязано разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Ростехнадзор и вносить плату, однако этого не сделало.
По указанному факту 21.05.09 г. заместителем прокурора г. Сочи вынесено постановление о возбуждении в отношении МУП г. Сочи "РЭО-9" дела об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, материалы проверки переданы на рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю.
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю от 02.06.09 г. N 08-063-013КН-2 МУП "РЭО-9" привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, МУП г. Сочи "РЭО-9" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, ссылаясь на то, что на балансе предприятия находятся автомобили, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу, организация также использует в своей деятельности канцелярские товары, эти бытовые отходы (в т.ч. использованная бумага, канцелярские товары и т.д.) и автомобили оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, общество обязано в установленном порядке разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду. Данный вывод является ошибочным ввиду следующего.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении предприятия отсутствуют сведения, относящиеся к событию правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения. Организации вменяется следующее: хозяйственная деятельность МУП г. Сочи "РЭО-9" оказывает негативное воздействие на окружающую среду, предприятие обязано по итогам каждого календарного квартала предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Ростехнадзор (расчет платы предприятие не представляет); обязательность соблюдения экологических требований при эксплуатации предприятия, в том числе путем представления указанных расчетов, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение императивно предусмотрена федеральным законодательством (л.д. 19 - 20).
Из объяснения директора предприятия Храбовченко М.М. следует, что организация использует в своей хозяйственной деятельности два автомобиля, производящие вредные выбросы в атмосферу, а также канцелярские товары, по результатам обработки которых образуются бытовые отходы (в т.ч. использованная бумага, канцелярские товары и т.д.), которые вывозятся специализированной организацией - МУП "САХ" по соглашению об их вывозе (л.д. 24 - 26).
Между тем, материалы дела не свидетельствуют о том, что МУП "РЭО-9" осуществляло деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую природную среду в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Ни в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в постановлении Управления Росприроднадзора о привлечении предприятия к административной ответственности не указано, какой вид негативного воздействия из определенных Законом об окружающей среде N 7-ФЗ, осуществляет заявитель, не отражено какие автотранспортные средства используются предприятием в хозяйственной деятельности, каков объем и периодичность выбросов в атмосферу.
Статьей ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Как указано выше, в качестве объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, предприятию в постановлении Управления Росприроднадзора от N 08-063-013КН-2 от 02.06.09 г. вменяется отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, невнесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Констатировав отсутствие доказательств исполнения обществом соответствующих требований закона, суд первой инстанции отказал в признании незаконным постановления административного органа.
Между тем, необходимость разработки МУП "РЭО-9" соответствующих документов (проекта образования отходов, лимитов на их размещение), а также внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду судом первой инстанции не исследована.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 г. (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 г. N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 г. N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 n 15АП-9170/2009 по делу n А53-9190/2009 По делу о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по составлению акта о наложении ареста.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также