Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2009 по делу n А32-1512/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-1512/2009

27 июля 2009 г.                                                                                   15АП-5056/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Л.А

судей Винокур И.Г., Андреевой Е. В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Армавиру Краснодарского края – представитель – Подорога Елена Федоровна, доверенность от 15.01.2009 г. № 05/05/9,

от ООО "Армавирская газонаполнительная станция" – представитель – Петровская Янина Игоревна, доверенность от 03.04.2009 г.  № 225,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2009г. по делу № А32-1512/2009

принятое в составе судьи Погорелова И.А.

по заявлению ООО "Армавирская газонаполнительная станция"

к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края

при третьего лица УФНС России по Краснодарскому краю

о признании незаконным и отмене решения

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Армавирская газонаполнительная станция" (далее – ООО Армавирская газонаполнительная станция") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края (далее – ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края) о признании недействительным реше­ние инспекции от 24.10.2008 № 14-21/118 в части доначисления 1 202 484 руб. налога на добавленную стоимость, 618 541,04 руб. пени и 224 166,60 штрафных санкций, а также в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюдже­та в заявленных размерах налога на добавленную стоимость в сумме 1 753 595 руб. (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением суда от 23.03.2009 г. решение инспекции от 24.10.2008 № 14-21/118 в части доначисления ООО «Армавирская газонаполнительная станция» 1 202 484 руб. налога на добавленную стоимость, 618 541,04 руб. пени и 224 166,60 штрафных санкций, а также в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в заявленных размерах налога на добавленную стоимость в сумме 1 753 595 руб. признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что отсутствие расшифровки подписей на счете-фактуре не является безусловным основанием к отказу в вычете налога на добавленную стоимость. Кроме того, почерковедческая экспертиза, на результаты которой ссылается налоговый орган в своём решении, не может являться достоверным и допустимым доказательством в рамках данного дела, поскольку налогоплательщик, в отношении которого проводи­лась налоговая проверка (в рамках которой получены результаты указанной экспертизы), был лишен возможности поставить дополнительные вопросы эксперту, заявить отвод эксперту, предоставить свою кандидатуру эксперта и воспользоваться иными своими правами при назначении и проведении экспертизы. Руководители ООО «Бест-Инвест-Реал» и ООО «Газтрейдинг» не были опрошены, образцов почерка и подписей не давали, поэтому правомерность получения налоговым органом соответствующих образ­цов для производства экспертизы и достоверность их вызывает сомнение. Налоговый кодекс Российской Федерации не связывает право осуществления нало­гоплательщиком своей уставной деятельности с получением информации о существова­нии и добросовестности поставщика. Материалы дела и представленные документы в полной мере свидетельствуют о том, что хозяйственные отношения между ООО «Армавирская газонаполнительная стан­ция» и контрагентами - ООО «Бест-Инвест-Реал» и ООО «Газтрейдинг» имели место быть, о чём свидетельствуют вышеуказанные договоры поставки, счета-фактуры, товар­ные накладные, товарно-транспортные накладные и платежные поручения, которыми была оплачена полученная продукция. В этой связи произведенные расходы являются экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Не согласившись с данным судебным актом, ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края обжаловала его в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ и просила решение суда от 23.03.2009 г. отменить.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что счета-фактуры контрагента общества – ООО «Газтрейдинг» подписаны неуполномоченным лицом, что подтверждается результатами почерковедческой экспертизы. Налогоплательщиком не представлено доказательств, опровергающих результаты экспертизы. ООО «Бест-Инвест-Реал» имеет признаки фирмы-однодневки. Общество не проявило должной осмотрительности при выборе контрагентов по сделке.

Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что обществом представлены все необходимые документы в подтверждение правомерности заявленного вычета. Считает решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам выездной налоговой проверки  ООО «Армавирская газонаполнительная станция» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 30.09.2007, в том числе, по налогу на добавленную стоимость с 01.08.2004 по 30.09.2007 г. ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края составлен акт № 14-21/092 от 02.09.2008 г. и принято решение № 14-21/118 от 24.10.2008 г. о привлечении общества к ответственности в виде 224 166,6 руб. штрафа за неполную уплату НДС в со­ответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; о взыска­нии 1 202 484 руб. недоимки по НДС и 618 541,04 руб. пени за его несвоевременную уплату. Указанным решением обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 1 753 595 руб.

Полагая, что указанное решение является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не учел следующего.

 Согласно части 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а также для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Счета-фактуры должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их составлению и оформлению. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно части 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а также для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.

По смыслу указанных норм для получения права на вычеты по НДС необходимо: подтверждение фактической оплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара (работы, услуги); оприходование данного товара (работы, услуги); приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Счета-фактуры должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их составлению и оформлению. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Положения статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при осуществлении сделок с реальными товарами.

Следовательно,   для   применения   налоговых    вычетов    по   НДС    необходимо соблюдение следующих условий: наличие счета-фактуры и принятие товаров на учет. При этом приведенные выше нормы предполагают возможность применения  налогового вычета только при наличии реального осуществления хозяйственных  операций.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.02.01 № 3-П по делу о проверке конституционности положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость", при разрешении спора о праве на налоговый вычет суд не должен ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязан установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги и т. п.). Поскольку возмещение налогоплательщику НДС, уплаченного им поставщику, производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами.

Из материалов дела следует, что решением инспекции обществу отказано в применении налоговых вычетов по контрагентам ООО «Бест-Инвест-Реал» и ООО «Газтрейдинг».

Для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов по контрагенту ООО «Газтрейдинг» налогоплательщик  представил в налоговый орган счета – фактуры: № 00000001 от 07.01.2007г. на сумму 953 255 руб. (НДС – 145 412 руб.), № 00000002 от 30.01.2006 г. на сумму 1 416 450 руб. (НДС – 216 069 руб.), № 00000003 от 15.03.2006 г. на сумму 720 290 руб. (НДС – 109 875 руб.), № 00000004 от 24.03.2006 г. на сумму 978 082 руб. (НДС – 149 199 руб.), № 00000035, от 27.08.2006 г. на сумму 1 180 004 руб. (НДС – 180 000 руб.), № 00000036 от 29.08.2006 г. на сумму 1 665 300 руб. (НДС – 254 029 руб.), № 00000005 от 07.04.2006 г. на сумму 966 907,20 руб. (НДС – 147 494 руб.), № 00000006 от 10.04.2006 г. на сумму 1 341 618 руб. (НДС – 204 654 руб., № 0000018 от 25.04.2006г. на сумму 1 665 881,10 руб., (НДС – 254 117 руб.), № 00000013 от 20.04.2006 г. на сумму 1 033 276, 50 руб. (НДС – 157 618 руб.), № 00000034 от 24.08.2006 г. на сумму 586 908 руб. (НДС – 89 528 руб.), № 00000038 от 02.09.2006г. на сум­му 1 262 300 руб. (НДС – 192 554 руб.); № 00000039 от 03.09.2006 г. на сумму 1 171 452 руб. (НДС – 178 696 руб.) № 00000048 от 16.12.2006 г. на сумму 705 666 руб. (НДС – 107 644 руб.), № 00000015 от 12.03.2007г. на сумму 702 744 руб. (НДС – 107 198 руб.).

По контрагенту ООО «Бест-Инвест-Реал» заявитель представил следующие счета-фактуры: № 00000042 от 16.03.2005 на сумму 527 966,7 руб. (НДС – 80 537 руб.); № 00000159 от 21.11.2005 на сумму 928 939,6 руб. (НДС – 141 703 руб.); № 00000152 от 17.11.2005 на сумму 1 560 872,8 руб. (НДС – 238 099 руб.).

Отказывая в применении вычетов по НДС по вышеназванным контрагентам, налоговый орган указал, что представленные заявителем счета-фактуры составлены с нарушением требований статьи 169 НК РФ, а именно подписаны неустановленными лицами.

Согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В силу пункта 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2009 по делу n А53-26089/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также