Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 n 15АП-8733/2009 по делу n А53-16686/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления государственного органа о привлечении к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду отказано, так как вина заявителя в совершении вмененного правонарушения доказана, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о принятии заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства РФ об охране окружающей природной среды.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2009 г. N 15АП-8733/2009
Дело N А53-16686/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Борзяк Елена Алексеевна по доверенности от 10.08.2009 г.,
от заинтересованного лица: заведующий сектором правового обеспечения Григорчук Александр Григорьевич по доверенности от 30.12.2008 г. N 01/5531,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2009 г. по делу N А53-16686/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Гримм"
к заинтересованному лицу Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области
о признании незаконным и подлежащем отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Комурджиевой И.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Гримм" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области о признании незаконным и подлежащем отмене постановления N 518 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.
Решением суда от 04.09.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды, при этом осуществление обществом размещения отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, не доказано.
Не согласившись с принятым решением, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что заявитель занимается производством пакетов из полиэтилена для упаковки и хранения пищевой продукции, оказывает негативное воздействие на окружающую среду размещением отходов, а также выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, в деянии общества имеется состав вменяемого ему правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Фирма Гримм" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что в 2008 г. предприятие самостоятельно выявило ошибочно исчисленную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду и уплатило ее, протокол об административном правонарушении подписан неуполномоченным лицом, и совершенное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области в период с 07.05.2009 г. по 28.05.2009 г. проведена плановая проверка деятельности по выполнению требований законодательства в сфере охраны окружающей среды в отношении ООО "Фирма "Гримм", расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 78 Е. В ходе проверки установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кв. 2008 года и 1 кв. 2009 года внесена обществом не в полном объеме (не начислена и не внесена плата за размещение твердых отходов производства и потребления в количестве 0.167 тонн) и с нарушением установленного законодательством срока (за 2 кв. 2008 года внесена п/п N 354 от 27.08.2008 г., за 3 кв. 2008 года внесена п/п 11 от 22.01.2009 г., за 1 кв. 2009 внесена п/п N 353 от 22.04.2009 г.).
По результатам проверки, зафиксированным актом N 90/12 от 28.05.2009 г., в отношении общества составлен протокол от 28.05.2009 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.
Постановлением заместителя председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 10.06.2009 г. N 518 ООО "Фирма Гримм" привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке.
Статья 8.41 Кодекса предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено понятие "размещение отходов" - это хранение и захоронение отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 г. N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Из изложенного следует: названные платежи уплачивают субъекты хозяйственной и иной деятельности, которым определены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также выдано разрешение на размещение отходов.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения ввиду отсутствия доказательств оказания деятельностью общества вредного воздействия на окружающую среду.
Данный вывод суда опровергается материалами дела, из которых следует, что общество "Фирма Гримм" занимается производством пакетов из полиэтилена для упаковки и хранения пищевой продукции, оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов, а также выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. Приведенные обстоятельства подтверждены проектом нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками заявителя, разрешением N 260 от 11.09.2008 г. на выброс 8 загрязняющих веществ в атмосферу, договором по вывозу и размещению твердых бытовых отходов потребления от 15.01.2008 г. N 123/т-08, заключенным обществом с ООО "Коммунальные технологи", а также не оспариваются обществом "Фирма Гримм", представлявшим в компетентный орган расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4, кв. 2008 г., 1 квартал 2009 г. и вносившим (несвоевременно) плату за негативное воздействие на окружающую природную среду (л.д. 41 - 74).
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" общество "Фирма Гримм" обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) как лицо, осуществляющее деятельность, в результате которой образуются отходы производства различной степени опасности.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 г. N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество "Фирма Гримм" своевременно не уплатило в бюджет плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (за 2, 3, 4 кварталы 2008 года, 1 квартал 2009 г.) и своевременно не внесло в полном объеме плату за негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов (за 2, 3 кварталы 2008 г. и 1 квартал 2009 г.).
Данное обстоятельство, которое не отрицалось представителем общества в заседании суда апелляционной инстанции, свидетельствует о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемого ему правонарушения.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о принятии обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства РФ об охране окружающей природной среды.
Доводы общества о том, что внесение платы не в полном объеме состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, не образует, являются необоснованными. Из смысла статьи 8.41 КоАП РФ не следует, что предусмотренная ею административная ответственность связана с полнотой внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, объективную сторону правонарушения составляет невнесение в установленные сроки платы (при этом законодатель не уточняет - всего объема подлежащих уплате платежей или их части), следовательно, правового значения сумма внесенных в бюджет с нарушением установленных законодательством РФ сроков платежей за негативное воздействие на окружающую среду определяющего значения для квалификации правонарушения по ст. 8.41 КоАП РФ не имеет.
Ссылки общества на малозначительность совершенного им правонарушения являются необоснованными. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Указанные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством. Правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок экономического регулирования в области охраны окружающей среды. В этой связи оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ апелляционный суд не усматривает.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административных правонарушениях Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области не допущено (протокол составлен в присутствии законного представителя общества - директора Мягкого В.Г., о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом - л.д. 32 - 35).
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 8.41 КоАП РФ отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный экологический контроль (каковым на территории Ростовской области в силу Постановления
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 n 15АП-8653/2009 по делу n А32-16379/2009 По делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также