Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу n А32-15690/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-15690/2007-389

06 марта 2008 г.                                                                                  15АП-818/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимченко О.Х.

судей Галова В.В., Захаровой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткаченко Ю.А.

при участии:

от истца: не явился

от ответчика: не явился

от третьих лиц: не явились

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Геленджикагрокурортстрой"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 17.12.2007г. по делу № А32-15690/2007-389

принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.

по иску Открытого акционерного общества "Геленджикагрокурортстрой"

к ответчику Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик

при участии третьих лиц: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, ЗАО "Геленджикагростройсервис"

о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Геленджикагрокурортстрой" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее – Администрация) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка площадью 14683кв.м., расположенного в г.Геленджике по ул.Пограничной, 21, кадастровый номер 23:40:04 06 056:0004.

Истец указывает, что он является собственником объектов недвижимости, расположенных в г.Геленджике по ул.Пограничной, 21: административное здание литер А общей площадью 1002,3кв.м., здание продовольственного цеха металлоконструкций литер Б общей площадью 935,7кв.м., здание столярного цеха литер Д общей площадью 424,7кв.м. Указанные здания расположены на земельном участке, предоставленном Администрацией г-к Геленджик истцу в бессрочное пользование. Однако, при обращении истца в Администрацию по вопросу предоставления указанного земельного участка в собственность за плату, Обществу отказано.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю и ЗАО «Геленджикагрокурортсервис» (том 1 листы дела 1, 138а).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2007г. в иске отказано. Решение мотивировано тем, что у истца отсутствует документально подтвержденное право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке, в связи с чем, отсутствует и исключительное право на приватизацию земельного участка.

Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Общество указывает, что в настоящее время в арбитражном суде рассматривается дело о признании права собственности на спорные объекты недвижимости. Кроме того, заявитель жалобы считает, что наличие или отсутствие на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, не может служить препятствием для переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.

Истец – ОАО «Геленджикагрокурортстрой», извещенный надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №154978 о направлении копии определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008г., в судебное заседание не явился, представил ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с болезнью генерального директора Кобозевой В.В. и представителя, а также для представления дополнительных документов по делу.

Ходатайство заявителя жалобы апелляционным судом отклонено, поскольку документально не подтверждено. Кроме того, ОАО «Геленджикагрокурортстрой», являясь юридическим лицом, не лишено возможности направить в суд иного представителя.

Ответчик – Администрация муниципального образования г-к Геленджик, извещенная надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №154985 о направлении копии определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008г., в судебное заседание не явилась.

Третье лицо – Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, извещенное надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №154992 о направлении копии определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008г., в судебное заседание не явилось, представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Третье лицо – ЗАО «Геленджикагростройсервис», извещенное надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №155005 о направлении копии определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008г., в судебное заседание не явилось, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В отзыве ЗАО «Геленджикагростройсервис» указывает, что оно является собственником спорного имущества.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность судебного акта проверена апелляционным судом по правилам, установленным главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей МПМК «Геленджикское» предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 2,46га земель для производственного строительства, акт зарегистрирован в Книге государственных актов №52 (том 1 листы дела 9-14). В материалах дела отсутствуют доказательства реорганизации МПМК «Геленджикское» в ОАО «Геленджикагрокурортстрой».

Решением от 16.12.2002г. постоянно действующего третейского суда для разрешения экономических споров при Краснодарской торгово-промышленной палате установлен юридический факт владения АООТ «Геленджикагрокурортстрой» на праве собственности спорным имуществом (том 1 листы дела 87-92).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2006г. по делу А32-5248/2005-36/102 признано недействительным зарегистрированное право собственности за АООТ «Геленджикагрокурортстрой» на объекты недвижимого имущества, расположенные по ул.Пограничная, 21 в г.Геленджике, в том числе административное здание (литер «А»), площадью 1002,3кв.м.; здание производственного цеха металлоконструкций (литер «Б»), площадью 935,7кв.м.; здание производственного деревообрабатывающего цеха (литер «В») площадью 924,4кв.м.; здание столярного цеха (литер «Д») площадью 424,7кв.м.; здание склада (литер «Е») площадью 663,3кв.м. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.

Согласно пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Исключительное право на приватизацию земельных участок или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом или федеральными законами.

Статья 2 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает, что государственная регистрация прав – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Вывод суда об отсутствии у истца исключительного права на приватизацию земельного участка под спорными объектами является правильным, поскольку в настоящее время в арбитражном суде (дело А32-20350/2007-41/474) рассматривается спор между ЗАО «Геленджикагростройсервис» и ОАО «Геленджикагрокурортстрой» о признании права собственности на объекты недвижимости. Кроме того, решением арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.06г. по делу А32-5248/2005-36/102 признано недействительным зарегистрированное право собственности АООТ «Геленджикагрокурортстрой» на объекты недвижимого имущества, расположенных на земельном участке в г.Геленджике по ул.Пограничной, 21.

В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к федеральной собственности относятся охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе курорты, имеющие общереспубликанское значение).

Законом, предусматривающим отнесение земельных участков к конкретной форме собственности, является Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.1995г. №33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно пункта 6 статьи 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты – пункт 1 статьи 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно пункта 7 статьи 2 Закона, территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым  природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Согласно пункта 4 статьи 31 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального Закона от 23.02.1995г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996г. №591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

На основании указанных выше законодательных актов следует вывод, что курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью в силу Закона «Об особо охраняемых природных территориях», и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Исходя из этого, на земельные участки, расположенные на территории федерального курорта Геленджика, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 23:40:04 06 056:0004, расположенный по адресу: г.Геленджик, ул.Пограничная, 21, общей площадью 14683кв.м., установлен режим особо охраняемой территории, независимо от категории земельных участков.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В данном случае право государственной собственности возникает на основании закона, независимо от регистрации этого права в реестре, статья 17 Земельного кодекса РФ не содержит положений о том, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах земель особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004г. №200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу n А32-11037/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также