Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А32-25022/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-25022/2008

14 августа 2009 г.                                                                                  15АП-6112/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Золотухиной С.И., Ивановой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А.,

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности от 28.11.2008 г. № 181 Тарасенко Е.С., паспорт 0306 № 075036, выдан ОВД Кущевского района Краснодарского края 22.06.2006 г.;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 46132);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2009 г. по делу № А32-25022/2008

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

принятое судьёй Гонзус И.П.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Югводоканал» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по КК) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.08 № 3259 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, а также отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основаниями для отмены постановления административного органа.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что должностными лицами Управления Роспотребнадзора по КК при проведении проверки не было предъявлено распоряжение на проведение проверки, закон о защите прав потребителей не содержит требование об обязательном доведении до сведения потребителей информации о параметрах качества подаваемой воды посредством её отражения в договорах, административным органом не доказан факт наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, а также на то, что на ООО «Югводоканал» не распространяются Правила о порядке предоставления коммунальных услуг.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по КК не согласилось с апелляционной жалобой, сославшись на необоснованность доводов ООО «Югводоканал» и указав, что заявитель по смыслу Правил о порядке предоставления коммунальных услуг является исполнителем и на него распространяется действие указанных Правил.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что в действиях общества отсутствует состав вмененного ему правонарушения, поскольку в обращении Совета ветеранов войны и труда в Управление Роспотребнадзора по КК отсутствует информация о конкретном потребителе, права и законные интересы которого были нарушены.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с поступлением администрации Краснодарского края обращения № 14851/08-1-0/32 от 28.08.08 Кущевского станичного Совета ветеранов войны и труда о нарушении заявителем законодательства в сфере защиты прав потребителей 10.09.08 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по КК вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении для решения вопроса о наличии в действия общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.8 КоАП РФ, и проведения административного расследования.

В ходе административного расследования обществом представлены договоры «на отпуск питьевой воды и прием сточных вод»: от 21.03.08, заключенный с гражданином Козаченко С.В., от 25.03.08, заключенный с гражданкой Ягодниковой А.А., от 29.09.08, заключенный с гражданкой Маховской Г.Н.

В результате правового анализа вышеуказанных договоров административным органом было установлено, что обществом в договоры включены условия, ущемляющие права потребителей. В частности, пунктами 3.1.8 данных договоров установлено, что ресурсоснабжающая организация информирует потребителя об изменении тарифов через средства массовой информации, что является нарушением пункта 42 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307 (далее Правила). Пунктами 5.2 договоров установлено, что при отключении или ограничении потребителя в количестве предоставляемых коммунальных услуг по основаниям, указанным в пунктах 5.1 договоров, поставщик не несет ответственности за ущерб и убытки потребителя. Согласно пункту 5.1 ресурсоснабжающая организация вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуации на оборудовании или сетях, по которым осуществляется водоснабжение и водоотведение. Пунктом 5.5. договоров установлено, что для обеспечения своих потребностей в период снижения давления в водопроводной сети и во время перерывов в водоснабжении абонент обязан иметь постоянный запас питьевой воды для возможности его использования. При отсутствии у абонента такого запаса воды или возможности его использования ресурсоснабжающая организация не несет ответственности за ущерб, нанесенный абоненту в результате снижения давления в сети или перерывов в водоснабжении, что противоречит пункту 76 Правил. Пунктом 3.2.13 договоров предусмотрено, что потребитель обязан запрашивать технические условия на увеличение потребляемой воды и сброса сточных вод, что противоречит пункту 51 Правил.

06.10.08 в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, и в присутствии представителей общества по доверенности Рябовой О.В. и Карпиной Е.А составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

12.11.08 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по КК Харыбиной Н.В. в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, вынесено постановление № 3259 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Данное постановление является предметом оспаривания по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения. При этом суд правильно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как указано в пунктах 1 и 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В пункте 3 Правил указано, что "коммунальные услуги" представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительские кооперативы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Поскольку предметом договоров от 21.03.08, заключенных с гражданином Козаченко С.В., от 25.03.08, заключенного с гражданкой Ягодниковой А.А., от 29.09.08, заключенного с гражданкой Маховской Г.Н. является отпуск обществом непосредственно гражданам питьевой воды из системы коммунального водоснабжения до водопроводного ввода потребителя (точки присоединения водопровода) и прием сточных вод в систему канализации от канализационного выпуска потребителя, следовательно, обществом осуществляются в том числе функции исполнителя по предоставлению коммунальных услуг потребителям (гражданам), поэтому к указанным правоотношениям применяются требования Правил.

Кроме того, в пунктах 2.1 вышеуказанных договоров прямо указано, что при исполнении настоящего договора стороны руководствуются, в том числе, требованиями Правил.

На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом иными правовыми актами (императивная норма), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 16 Закона № 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

В силу пункта 42 Правил информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

Пунктом 51 Правил предусмотрено, что потребитель имеет право, в том числе:

- получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу;

- получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя);

- получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;

- получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.

Согласно пункту 76 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие)

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А32-1015/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также