Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 n 15АП-10729/2010 по делу n А32-15952/2010 По делу о привлечении к ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ за использование водного объекта без наличия специального разрешения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2010 г. N 15АП-10729/2010
Дело N А32-15952/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2010 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Л.А. Захаровой, И.Г. Винокур,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "РЖД": Шикуля А.А. по доверенности от 17.08.2010 N НЮ-10/423,
от Управления Росприроднадзора: не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 27.09.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09 августа 2010 года по делу N А32-15952/2010,
принятое судьей Базавлуком И.И.
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Краснодарского отделения филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (далее - Управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления N 11-80-207-ОН-1 от 28 мая 2010 года о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением суда от 09.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом административного правонарушения, выразившегося в пользовании водным объектом - ручьем, без наличия специального разрешения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что внеплановая проверка проведена без согласования с прокурором; отбор проб воды проведен с нарушениями; статус водного объекта не установлен; административным органом не верно квалифицировано совершенное правонарушение.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и удовлетворить требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание не явился представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 09 час. 40 мин. 13.10.2010. После перерыва судебное заседание продолжено.
После перерыва в судебное заседание не явились участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте продолжения судебного заседания путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда - http://15aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ОАО "РЖД", суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением письма Управления Федеральной службы безопасности по Краснодарскому краю N 6/2/7-442 от 05.03.2010, на основании Распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 22.03.2010 N 01-04-10/53, специалистами Управления Росприроднадзора в отношении ОАО "РЖД" проведена проверка соблюдения в процессе осуществления деятельности природоохранного законодательства.
Результаты проверки оформлены Актом проверки от 09.04.2010, согласно которому через территорию производственного участка ПТОЛ Новороссийск (производственный участок Оборотного локомотивного депо ст. Новороссийск - участка структурного подразделения "Локомотивное депо "Тимашевская" - структурного подразделения "Краснодарского отделение" филиала "СКЖД" ОАО "РЖД") проходит ручей, забранный в закрытый лоток. Около здания ПТОЛ в ручей осуществляется сброс дренажно-грунтовых вод путем откачивания насосом из смотровой ямы здания ПТОЛ. После смешивания воды самотеком по закрытому лотку, расположенному вдоль железнодорожного полотна, поступают в нефтеловушку. После очистки в нефтеловушке вышеуказанные воды смешиваются с ливневыми водами из ливнеперехватывающей канавы, расположенной выше по рельефу территории производственного участка ПТОЛ Новороссийск и ниже по рельефу дома отдыха локомотивных бригад Цеха эксплуатации Новороссийск. Далее водоотведение осуществляется по закрытому коллектору, проходящему вдоль железнодорожного полотна, через территорию Новороссийского ВРЗ ОАО "ВРМ" с последующим поступлением в природный водный объект - ручей, впадающий в р. Цемесс. Кроме того, в ходе проверки установлено, что ливневые сточные воды с территории Новороссийского ВРЗ ОАО "ВРМ" в закрытый коллектор не попадают. 02.04.2010 были отобраны пробы воды (Акт отбора проб сточной и природной воды N 100 от 02.04.2010). В соответствии с результатами количественного химического анализа (Протокол КХА сточной и природной воды N 100 от 07.04.2010; протокол КХА сточной и природной воды N 104 от 09.04.2010) установлено, что очистные сооружения (очистка сточных вод производится только по нефтепродуктам, очистные сооружения на взвешенные вещества, железо, БПК отсутствуют) не очищают сточные воды до необходимого содержания ЗВ - в пробе N 232 по сравнению с ПДК р/х реки зафиксировано превышение по нефтепродуктам в 40 раз; по железу в 1,6 раза; БПК полн. в 1,16 раза. Таким образом, загрязненные сточные воды с территории участков структурных подразделений ОАО "РЖД" попадают в природный водный объект - ручей, впадающий в р. Цемесс. При этом у ОАО "РЖД" отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ; решение по пользованию водным объектом; действующие нормативы допустимого сброса.
При проверке присутствовали представителя ОАО "РЖД" начальник сектора охраны природы структурного подразделения "Краснодарское отделении" СКЖД ОАО "РЖД" Борисова И.И. и начальник производственно-экологической лаборатории сектора охраны природы структурного подразделения "Краснодарское отделение" СКЖД ОАО "РЖД" Щербинина М.И.
По результатам проверки ведущим специалистом-экспертом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении N 11-076-19-ВВ-13 от 26.04.2010 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.6 КоАП РФ. В протоколе зафиксировано, что в нарушение ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 ФЗ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 74-ФЗ "Водный кодекс" ОАО "РЖД" в отсутствие решения на пользования водным объектом допускает сброс сточных вод с территории участков структурных подразделений ОАО "РЖД" в природный водный объект - ручей, впадающий в реку Цемесс.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО "РЖД", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем направления уведомления (N 11-076-19-ВВ-5 от 09.04.2010) по факсу и получения его сотрудником ОАО "РЖД" Рогачевой (л.д. 68 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено постановление N 11-80-207-ОН-1 от 28.05.2010 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя ОАО "РЖД", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем получения определения об отложении рассмотрения дела от 21.05.2010 по факсимильной связи (л.д. 73 том 1).
Считая незаконным постановление Управления Росприроднадзора N 11-80-207-ОН-1, ОАО "РЖД" обжаловало его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных ОАО "РЖД" требований.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо их использование без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов на основании договоров водопользования, а для сброса сточных вод и (или) дренажных вод - на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Порядок подготовки и принятия решений о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование определен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки и протоколом об административных правонарушениях, подтверждается, что ОАО "РЖД" осуществляет пользование природным водным объектом - ручьем, впадающим в реку Цемесс, в виде сброса в ручей сточных вод без наличия решения на пользование водным объектом.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "РЖД" объективной стороны правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ, является доказанным.
ОАО "РЖД", осуществляя сброс сточных вод в природный водный объект без наличия специального решения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.6 КоАП РФ. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Имея возможность для получения решения на пользование водным объектом, общество не приняло необходимых мер по соблюдению требований водоохранного законодательства, не обратилось в орган власти по месту расположения водного объекта.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.6 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности признается судом апелляционной инстанции правильным.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о том, что отбор проб воды проведен с нарушениями.
В силу ст. 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Результаты анализа проб, отбор которых оформлен Актами от 02.04.2010, 06.04.2010, оформлены Протоколами количественного химического анализа N 100 от 07.04.2010 и N 104 от 09.04.2010, которые не были оспорены ОАО "РЖД" в установленном порядке. Доказательства признания недостоверными результатов указанных исследований в материалах дела отсутствуют.
ОАО "РЖД" в материалы дела также не представлено доказательств того, что сбрасываемые в ручей воды не являются сточными и соответственно у ОАО "РЖД" отсутствовала обязанность по получению специального решения на пользование водным объектом, как и доказательств наличия у общества такого решения.
Апелляционной инстанцией не могут приняты ссылки общества на то, что статус водного объекта не установлен, поскольку в материалы дела представлена копия письма заместителя руководителя Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 n 15АП-10659/2010 по делу n А53-13443/2010 По делу о взыскании задолженности по договору финансовой аренды (лизинга), в том числе задолженности по лизинговым платежам, неустойки, процентов; об изъятии и передаче зерноуборочного комбайна.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также