Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 n 15АП-8041/2009 по делу n А32-20612/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, транспортировке и размещении твердых бытовых отходов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. N 15АП-8041/2009
Дело N А32-20612/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от заявителя: директора Полторацкого В.А., юрисконсульта Бобровского Ю.А. (доверенность N 3 от 01.09.09 г., сроком на 1 год);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 04.09.09 г. N 35794);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищник"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2009 г. по делу N А32-20612/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищник"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности 305-020-12ЭН от 15.07.2009,
принятое в составе судьи Мицкевича С.Р.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищник" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.09 г. N 05-020-12 ЭН.
Решением суда от 04.08.09 г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что разрешение органа исполнительной власти на размещение промышленных и бытовых отходов обществом не получено. Действия общества по обращению с отходами образуют состав вмененного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что общество не является собственником объекта размещения отходов, в обязанность которого входит проведение мониторинга состояния окружающей среды и восстановления нарушенных земель. Существующий полигон ТБО обслуживает МУП "Благоустройство". Общество в свою очередь осуществляет только сбор транспортировку ТБО.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Управление своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом. Известило суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Представители общества не возражали против рассмотрения жалобы в отсутствие представителя управления.
Учитывая изложенное, на основании ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя управления.
Представитель общества в судебном заседании поддержали изложенные в апелляционной жалобы доводы, настаивали на отмене решения суда первой инстанции. Пояснили, что общество занимается сбором отходов от населения и их транспортировкой. Отходы вывозятся обществом и сбрасываются на свалку возле станицы Калининской. Эта свалка обслуживается КМУП "Благоустройство". На вопрос суда о том, оформлена ли эта свалка как полигон ТБО, представители общества ответили, что сведений об этом они не имеют. Это место используется для сбора отходов ТБО уже более 30 лет. На вопрос суда о том, вносит ли общество плату кому-либо за вывоз ТБО на свалку около станицы Калининской, представители общества ответили отрицательно. На вопрос суда о том, имеется ли в местности, в которой общество осуществляет свою деятельность, полигон ТБО, оформленный надлежащим образом, представители общества ответили, что ближайший санкционированный действующий полигон ТБО имеется в г. Тимашевске, примерно в 60 километрах. Однако, вывоз собираемых обществом у населения ТБО приведет к увеличению взимаемой обществом с населения платы за сбор и вывоз ТБО, что приведет к образованию других несанкционированных свалок, так как население откажется платить по повышенному тарифу. Представители общества также пояснили, что они пытались прекратить деятельность по вывозу ТБО на несанкционированный полигон у станицы Калининской, но это повлекло бы за собою резкое ухудшение экологической обстановки в районе. По этой причине общество по просьбе администрации продолжило свою деятельность. НА вопрос суда о том, имеет ли общество лицензии на сбор и транспортировку ТБО, представители общества ответили отрицательно. Пояснили, что в настоящее время эти лицензии находятся в стадии оформления.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района в соответствии с планом работы в порядке контроля за устранением ранее выявленных нарушений природоохранного законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления, проведена проверка общества. В ходе проверки было установлено, что общество вывозит и сбрасывает собранные им у населения твердые бытовые (далее - ТБО) отходы на несанкционированный полигон ТБО, расположенный на земельном участке в двух километрах от ст. Калининской Калининского района Краснодарского края. При этом данный полигон ТБО является несанкционированным, у общества отсутствуют какие-либо гражданско-правовые соглашения, предусматривающие его право на вывоз вывозимых им ТБО именно на данный несанкционированный полигон, а также документы, устанавливающие объем и условия размещения ТБО.
27.05.09 г. усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 43 - 44).
28.05.09 г. материалы направлены в управление (л.д. 42).
07.07.09 г. определением N 09-1/329 рассмотрение дела об административном правонарушении перенесено на 15.07.09 г. 11 час. 30 мин. (л.д. 41).
10.07.09 г. обществом получено определение от 07.07.09 г. N 09-1/329, что подтверждается почтовым уведомлением, врученным работнику общества (л.д. 40).
15.07.09 г. в присутствии директора общества государственным инспектором управления вынесено постановление N 05-020-12 ЭН о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 101 000 рублей (л.д. 34 - 36).
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из пояснений представителей общества и материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору от населения и транспортировке ТБО за плату.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления от 24.06.98 г. N 89-ФЗ, под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Статья 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 г. N 52-ФЗ и ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.02 г. N 7-ФЗ, предусматривают, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 г. N 89-ФЗ, предусматривает специальные условия транспортирования отходов I - IV класса опасности, в том числе, при наличии документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
Раздел "Твердые коммунальные отходы" Федерального классификационного каталога отходов", утвержденного Приказом МПР РФ N 786 от 02.12.02 г., включает в себя и отходы IV класса опасности, а именно:
91100100 01 00 4 - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные);
91200400 01 00 4 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
91200601 01 00 4 - мусор строительный от разборки зданий.
Как верно установлено судом первой инстанции, Администрация Калининского сельского поселения представила информацию об эксплуатируемых полигонах (свалках) ТБО (исх. N 463 от 27.05.09 г.). Согласно представленным данным собственник проверяемого земельного участка под свалку ТБО не определен, эксплуататор свалки - КМУП "Благоустройство" ст. Калининская, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельных участков под полигонами ТБО санитарным правилам и нормам, а также другая необходимая проектная документация не разработана и не согласована в установленном законом порядке.
Согласно письму управления (исх. 05-13/1642 от 28.05.2009 г.), "Сбором и вывозом ТБО занимаются:
1. от объектов соцкультбыта и многоквартирных домов в ст. Калининской, Старовеличковской и Гривенской - общество.
2. от частных домовладений - в ст. Старовеличковской - общество".
Как следует из материалов дела и подтверждено представителями общества в судебном заседании, у общества лицензия на деятельность по сбору и транспортировку отходов производства и потребления отсутствует.
Материалами дела также подтверждается, что общество осуществляет деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов у населения на несанкционированный в установленном законом порядке полигон твердых бытовых отходов, расположенный примерно в 2-х км от ст. Калининской Калининского района Краснодарского края.
Для общества эта деятельность является предпринимательской - в материалах дела имеется приказ, N 72 от 28.11.08 г., согласно которому обществом установлены тарифы на вывоз мусора.
Данные факты также подтверждены представителями общества в судебном заседании.
Материалами дела подтверждается, что используемый обществом под свалку земельный участок в двух километрах на северо-запад от ст. Калининской Калининского района не оформлен и не обустроен в установленном действующим законодательством порядке в качестве полигона для размещения отходов производства и потребления.
ИЗ постановления ЗС Краснодарского края от 26.04.08 г. N 639-П "Об обращении депутатов ЗС Краснодарского края к прокурору Краснодарского края Л.Г. Коржинеку в связи с ситуацией, сложившейся на территории Краснодарского края в сфере обращения с ТБО" также следует, что специализированные полигоны на территории Краснодарского края отсутствуют.
Таким образом, общество осуществляет вывоз и сброс твердых бытовых отходов на несанкционированный в установленном законом порядке полигон твердых бытовых отходов. Тем самым обществом нарушены требования ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой запрещается сброс отходов производства и потребления в том числе на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
При этом, вина общества состоит не в том, что у него отсутствуют правоустанавливающие документы на объект размещения отходов - полигон ТБО, а в том, что оно осуществляет вывоз твердых бытовых отходов не на специально оборудованные для этого места, а фактически на незащищенную надлежащим образом почву, не подготовленную к размещению на ней ТБО.
Доводы общества о том, что прекращение им этой деятельности может повлечь за собою экологическую катастрофу судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в данном случае ущерб природе обществом уже причиняется сбросом ТБО в неустановленном месте, а именно - земельному участку около станицы Калининской.
Возможность не допустить совершения этого нарушения у общества имелась - общество могло прекратить деятельность по вывозу ТБО на несанкционированную свалку и вывозить ТБО на действующий полигон ТБО в г. Тимашевске, о наличии которого оно указало. Доказательств того, что оно было обязано, понуждено, компетентным органом к вывозу ТБО на несанкционированную свалку общество суду не представило.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку у общества имелась возможность не осуществлять несанкционированный вывоз твердых бытовых отходов, тем самым не нарушая природоохранное законодательство.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанциями не установлено.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 n 15АП-8033/2009 по делу n А32-15194/2009 По делу о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в уклонении от регистрации в качестве страхователя, обязании устранить допущенное нарушение путем регистрации в качестве страхователя.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также