Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по делу n А32-8095/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-8095/2009

25 сентября 2009 г.                                                                               15АП-7878/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.,

судей Андреевой Е.В., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощника судьи Жигало Н.А.

при участии:

от заявителя – ОАО «Южный инженерный центр энергетики» – представителя Белогай А.А., доверенность №У-418 от 01.07.2009 г.,

от административного органа – Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края (переименован в Департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края) – представитель не явился, уведомление №80449,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытое акционерное общество "Южный инженерный центр энергетики"ОАО «Южный инженерный центр энергетики»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 мая 2009 года по делу № А32-8095/2009,

принятое судьей Буренковым Л.В.,

по заявлению открытого акционерного общества «Южный инженерный центр энергетики»

о признании незаконными и отмене постановлений Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края № Кр-27-п/1, Кр-27-п/2 от 16.03.2009 г. по делам об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Южный инженерный центр энергетики» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края (далее – департамент) от 16.03.2009 г. №№Кр-27-п/1, Кр-27-п/2 по делам об административных правонарушениях, которыми общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, а также по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Решением суда от 27.05.2009 г. в удовлетворении требований общества отказано на том основании, что действия общества образуют вмененные составы административных правонарушений.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 27.05.2009 г. отменить, полагая, что используемая им площадка для отстоя собственного автотранспорта и прочей техники не является стационарным источником выброса вредных веществ в атмосферный воздух, в связи с чем разрешения на выброс не требуется. Общество полагает, что не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку не осуществляет размещение отходов.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, явку представителя не обеспечил, направил ходатайство о его переименовании на Департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края и просил рассмотреть дело без участия его представителя.

Рассмотрев заявленные ходатайства с учетом постановления главы администрации Краснодарского края от 02.07.2009 г. №550, суд считает необходимым переименовать заинтересованное лицо по делу на Департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, рассмотрев дело в его отсутствие.

Протокольным определением от 24.09.2009 г. ходатайство департамента о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля отклонено с учетом полномочий суда апелляционной инстанции, определенных частью 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также особенностей рассмотрения дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Изучив материал дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по охране природы №Кр-27-п от 24.02.2009 г. старшим государственным Краснодарского края по охране природы с 24.02.2009 г. по 11.03.2009 г. проведена проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства. В ходе проверки, проведенной в присутствии заместителя генерального директора общества, действовавшего на основании доверенности от 27.02.2009 г., установлено, что основными направлениями деятельности общества являются инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, архитектурное проектирование, строительное проектирование и конструирование, проведение научно-исследовательских работ в области электроэнергетики, пуско-наладочные работы.

Хозяйственную деятельность общество осуществляет на арендованных площадях, на балансе имеется 20 единиц собственного автотранспорта и прочей техники. Отстой техники осуществляется на открытом воздухе и в боксах, расположенных за основным административным корпусом, ремонт и техническое обслуживание автотранспорта производится в сторонних организациях. В ходе обследования площадки для отстоя техники установлен факт несанкционированного размещения строительных отходов и металлолома, выявлен факт розлива нефтепродуктов.

Полигонов и накопителей промышленных отходов на территории общества не имеется, сооружений для очистки воздуха, хозяйственно-бытовых и сточных вод также не имеется. В результате деятельности общества образуются следующие отходы: ртутные лампы люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отработанные автомобильные аккумуляторы, масла автомобильные отработанные, отработанные промасленные фильтры, обтирочный материал загрязненный маслами с содержанием масел 15% и более, остатки и огарки сварочных электродов, мусор от бытовых помещений организаций несортированный.

В ходе проверки обществом представлен Проект нормативов образования и лимитов на их размещение, разработанный ООО Фирма «Эксис» в 2004 году, а также Лимиты на размещение отходов на территории предприятия и передачу их другим природопользователям сроком действии до 01.07.2009 г. Условия лимитов обществом не соблюдаются, что выразилось в следующем: не выполнена паспортизация опасных отходов по предприятию; лицо, допущенное к обращению с опасными отходами, не имеет свидетельства о повышении квалификации на право обращения с опасными отходами; производственный контроль в области обращения с отходами не организован, должностные инструкции о порядке обращения с отходами не разработаны; журналы учета образования и движения отходов на предприятии не ведутся.

Временное хранение отходов (ТБО) осуществляется на открытой площадке с непроницаемым покрытием в металлическом контейнере.

Результаты проверки отражены в акте №Кр-27-п от 11.03.2009 г. и послужили основанием для составления в отношении общества протоколов об административных правонарушениях от 11.03.2009 г. №№Кр-27-п/1, Кр-27-п/2 и вынесения постановлений от 16.03.2009 г. №№Кр-27-п/1, Кр-27-п/2  о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, а также по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Указанные постановления является предметом оспаривания по настоящему делу.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В силу требований статьи 39 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона №89-ФЗ) на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, возложена обязанность соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические  лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Статьей 1 Закона №89-ФЗ установлены понятия отходов производства и потребления, а также деятельности по обращению с отходами. Так, к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

В ходе проверки деятельности общества установлено образование в результате его деятельности следующих отходов: ртутных ламп люминесцентных, ртутьсодержащих трубок отработанных и брака, отработанных автомобильных аккумуляторов и т.д.

Данные отходы относятся к 1-3 классам опасности, для которых установлены специальные правила обращения. Так, пунктом 3 статьи 14 Закона №89-ФЗ предусмотрена обязательная паспортизация опасных отходов в соответствии с установленным порядком. Статьей 15 Закона №89-ФЗ установлены специальные требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В силу требований статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

Как установлено выше в ходе проверки установлены нарушения обществом вышеперечисленных норм. Заключение обществом договоров на оказание услуг по вывозу отходов, а также по демеркуризации ртутьсодержащих отходов не освобождает его от выполнения возложенных законом обязанностей по обращению с отходами производства и потребления.

Довод общества о том, что оно не размещает образовавшиеся в результате его деятельности отходы, не освобождает его от ответственности за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с образовавшимися отходами. Факт образования отходов, в том числе, опасных отходов, в результате его деятельности общество не отрицает.

Кроме того, с учетом наличия у общества разработанного в 2004 году проекта нормативов образования и лимитов на их размещение, а также лимитов на размещение отходов на территории предприятия и передачу их другим природопользователям сроком действии до 01.07.2009 г., приведенные в апелляционной жалобе аргументы общества представляются нелогичными, непоследовательными и противоречащими собранным по делу доказательствам фактического обращения общества с отходами.

При таких обстоятельствах общество правомерно было привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу пункта 8 статьи 15 Закона №96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по делу n А32-6461/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также