Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу n А53-14087/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А53-14087/2009

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Донудело № А53-14087/2009

30 сентября 2009 г.15АП-8123/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

при участии:

от заявителя: Вишненко Н.И. (паспорт 60 03 997018 выдан 30.05.03г. ОВД г. Батайска Ростовской области), представителя по доверенности Вишненко А.Н. (доверенность от 16.09.09г. № 1 сроком действия 2 года)

от заинтересованного лица: специалиста 1 разряда Меженского А.А. (доверенность от 19.05.09г. № 81.03-10/07997 сроком действия до 31.12.09г.)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Ростовской области,

на решение Арбитражного суда Ростовской областиот 30.07.2009 г по делу № А53-14087/2009

по заявлению индивидуального предпринимателя Вишненко Нины Ивановны

к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Ростовской области

о признании незаконным и отмене постановления от 17.06.2009 г. №70 о привлечении к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ,

принятое в составе судьи Казаченко Г.Б.,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Вишненко Нина Ивановна (далее –предприниматель) в Арбитражный суд  Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления к Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области (далее –ИФНС) о признании незаконным и отмене постановления от 17.06.2009 г. № 70 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Заявление мотивировано тем, что выручка была оприходована ею надлежащим образом, они учтены в журнале кассира-операциониста. Указала на то, что Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. (далее –Порядок ведения кассовых операций) распространяется только на юридических лиц и обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу не предусмотрена указанным Порядком и Письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.02.1996 г. № НВ ––/ 112. Индивидуальные предприниматели должны с учетом ФЗ «О бухгалтерском учете» вести книгу учета доходов и расходов. Предприниматель пояснила, что она находится на упрощенной системе налогообложения.

Решением суда от 30.07.09г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях предпринимателя состава вменённого ей в вину административного правонарушения, поскольку на индивидуальных предпринимателей, установленная для юридических лиц обязанность по ведению кассовой книги не распространяется.

Не согласившись с принятым решением, ИФНС подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что предприниматель нарушила установленный порядок оприходования выручки, поскольку не вносила об этом записи в кассовую книгу (по причине неведения этой книги), как это требуется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций. На необходимость индивидуальным предпринимателем вести кассовую книгу так же указано в письме Минфина от 06.03.2007 г. № 03-11-05/42.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 18 час.05 мин. 16.09.09г. до 09 час. 20 мин. 23.09.09г.

В судебном заседании представитель ИФНС настаивал на удовлетворении поданной жалобы, предоставил дополнения к апелляционной жалобе, в которых путём ссылок на  Указание ЦБ РФ от 20.06.07г. № 1843-У  и решение ВС РФ от 15.09.08г. № ГКПИ08-1000 расширено обоснование позиции ИФНС о распространении на индивидуальных предпринимателей требований Порядка ведения кассовых операций. На вопрос суда о том, на основании чего ИФНС сделан вывод о ненадлежащим оприходовании денежных средств предпринимателем, представитель ИФНС пояснил, что этот вывод был сделан на том основании, что предприниматель не ведёт кассовую книгу, как то установлено Порядком ведения кассовых операций и, соответственно, не вносит в неё записей об оприходовании выручки.

Представитель предприниматель возражал против удовлетворения жалобы, сославшись на законность решения суда.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба ИФНС не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.06.2009 г. должностными лицами ИФНС проведена проверка полноты учета выручки, полученной предпринимателем, осуществляющем деятельность по адресу: г. Батайск, ул. Фрунзе, 287, с использованием контрольно –кассовой машины

В ходе проверки установлено, что 31.05.2009 г. денежная выручка, полученная с применением ККТ составила 404365 руб., однако предпринимателем не ведётся кассовая книга. С учетом вышеизложенного, проверяющие пришли в выводу о том, что выручка в сумме 404365 руб. не оприходована в кассу индивидуального предпринимателя в установленном порядке.

По результатам проверки составлен акт № 82 в от 04.06.2009 г, протокол об административном правонарушении от 04.06.2009 г. № 70.

Совершенное правонарушение квалифицировано на основании ст. 15.1. КоАП РФ. Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, руководитель налогового органа вынес постановление № 70 от 17.06.2009 г. о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП РФ в связи с нарушением Порядка ведения кассовых операций в виде штрафа 4000 руб.

Названное постановление оспорено предпринимателем в арбитражный суд.

Повторно рассмотрев заявление общества, суд апелляционной инстанции признал правомерным его удовлетворение судом первой инстанции в связи со следующим.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление N 88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Согласно пункту 2 Постановления N 88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц, что также согласуется с Письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.1993 N 18, где указано, что данный Порядок ведения кассовых операций должны соблюдать предприятия, учреждения и организации.

Бухгалтерский учёт на основании перечисленных в Постановлении Госкомстата РФот 18.08.1998 №88 первичных учетных документов ведётся в соответствии Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерскомучете». В п.1 ст. 4 этого закона также указано, что он распространяется толькона все организации, находящиеся на территории Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 4 данного закона установлено,      что      граждане,      осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, освобождены от ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

В ст. 346.24. КоАП РФ   предусмотрено, что налогоплательщики, в том числе ииндивидуальные     предприниматели,применяющие     упрощенную систему налогообложения обязаны вести учет доходов и расходов в целях исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно Постановлению Конституционного Суда от 17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 "О федеральных органах налоговой полиции" юридическое лицо, в отличие от гражданина - физического лица, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом. Гражданин же (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено.

Основываясь на изложенном, суд первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что нормами действующего на федеральном уровне законодательства не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу. Приходные операции оформляются предпринимателями в ином порядке.

Аналогичный подход к вопросу о том, имеется ли у предпринимателей обязанность по ведению кассовой книги также высказан действующими на территории Российской Федерации федеральными арбитражными судами в принимаемых ими постановлениях, например: ФАС Северо-Кавказского округа - в постановлениях от 22.10.08г. № Ф08-6410/208 (где ФАС указал, что отсутствие у предпринимателя обязанности по ведению кассовой книги не означает отсутствие обязанности по приёму, выдаче и временному хранению денежных средств в специально оборудованном помещении кассы), от 16.09.04г. № Ф08-4266/04-1633А,  ФАС Дальневосточного округа –в постановлении от 13.10.08г.  N Ф03-4377/2008, ФАС Уральского округа –в постановлениях от 29.10.08г. №  Ф09-8020/08-С1, от 16.10.07г. № Ф09-8499/07-С1, ФАС Северо-Западного округа –в постановлении от 02.02.09г. № А56-2806/2008, ФАС Московского округа в постановлениях от 20.05.09г. №  КА-А40/4232-09, от 06.04.09г. № КА-А40/2422-09, от 19.12.08г. № КА-А40/12002-08, ФАС Поволжского округа –в постановлениях от 16.01.09г. № А55-9928/08, от 30.10.08г. по делу N А12-10627/08-С45, от 11.09.08г. № А12-8311/08-С6, ФАС Восточно-Сибирского округа –в постановлении от 10.09.08г. № А19-4164/08-Ф02-4423/08.

Со времени принятия указанных постановлений федеральных арбитражных судов округов нормативное регулирование порядка оприходования наличных денежных средств индивидуальными предпринимателями на федеральном уровне не изменилось. Выводы ВС РФ, приведённые в названном ИФНС решении, для арбитражных судов обязательными не являются. Президиум ВАС РФ не признавал противоречащими судебной арбитражной практике выводы арбитражных судов об отсутствии у предпринимателей обязанности по ведению кассовой книги. Пленум ВАС РФ также не давал арбитражным судам обязательных разъяснений по этому поводу. Следовательно, принятое судом первой инстанции решение также соответствует сложившейся судебной практике по вопросу о наличии у предпринимателей обязанности по ведению кассовой книги.

Ссылки ИФНС на письма Минфина Российской Федерации и указания Центробанка Российской Федерации, в которых указывается на необходимость ведения индивидуальными предпринимателями кассовой книги, правомерно отклонены судом первой инстанции. Эти документы носят разъяснительный характер и не относятся к числу нормативных, обязательных в силу этого для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по делу n А53-13773/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также