Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 n 15АП-5906/2009 по делу n А01-274/2009 По делу об урегулировании разногласий по Плану мероприятий по внедрению технических средств связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2009 г. N 15АП-5906/2009
Дело N А01-274/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поздняковым А.Г.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен
от ответчика: представитель Тимаков П.Ю. доверенность от 08.04.09 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Паскаль"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 27.05.2009 г. по делу N А01-274/2009
по иску общества с ограниченной ответственностью "Паскаль"
к ответчику УФСБ по Республике Адыгея
об урегулировании разногласий по договору
принятое в составе судьи Афашагова М.А.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Паскаль" (далее - ООО "Паскаль") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к УФСБ по Республике Адыгея об урегулировании разногласий при заключении Плана мероприятий по реализации СОРМ на узлах сети.
Исковые требования мотивированы тем, что, как оператор связи ООО "Паскаль" должно согласовать План мероприятий с ответчиком при осуществлении последним оперативно-розыскной деятельности. Спор возник по порядку финансирования приобретения оборудования СОРМ.
Решением суда от 27.05.09 г. утверждены условия Плана мероприятий. При этом суд указал, что ответственным за закупку оборудования СОРМ является оператор связи.
Общество с ограниченной ответственностью "Паскаль" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило изменить условия Плана мероприятий в части возложения обязанности на оператора связи покупки оборудования СОРМ. В обоснование жалобы истец ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством проведение оперативно-розыскных мероприятий должно производиться за счет федерального бюджета.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании представил отзыв, в котором указал, что действия ООО "Паскаль" не правомерны, План мероприятий в редакции УФСБ был разработан в соответствии со ст. 64 ФЗ "О связи" от 07.07.03 г. N 126-ФЗ, Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, Типовыми требованиями к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, Требованиям к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утв. Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ N 6 от 16.01.08 г. о исполнение Приказов Госкомсвязи РФ от 20.04.1999 г. N 70 "О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации" и N 47 от 27.03.1999 г. "Об утверждении общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций ОРМ на сетях (службах) документальной электросвязи" ООО "Паскаль" обязано в системе коммутаций установить технические средства по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий, а также обеспечить техническую возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий. Указал, что подобные споры с иными операторами связи отсутствуют.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.08.09 г. по 10.08.09 г. с размещением информации на сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судебный акт подлежит отмене, а дело прекращению производством по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Паскаль" является оператором связи и имеет лицензии на осуществление следующих видов услуг: "телематические услуги связи", "услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации".
В соответствии со ст. 64 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ операторы связи обязаны представлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Соответствии с п. 4 указанной статьи порядок взаимодействия органов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 г. N 538 утверждены "Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.".
В соответствии с п. 1 Правил взаимодействия они определяют порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченные органы) с использованием технических средств, обеспечивающих эту деятельность (далее - технические средства) в сети связи оператора связи, при представлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Согласно п. 7 Правил взаимодействия ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
Типовые требования к плану устанавливаются Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации - п. 8 Правил.
Приказами от 15.01.08 г. N 5 Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и N 8 Федеральной службы безопасности Российской Федерации утверждены "Типовые требования к Плану мероприятий по внедрению технических средств связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий".
В соответствии с Типовыми требованиями План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий составляется в трех экземплярах. Оператор связи по одному экземпляру плана представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору в сфере информационных технологий и связи, и территориальное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Один экземпляр плана хранится у оператора связи.
2. План мероприятий разрабатывается для сети связи оператора связи, с использованием которой осуществляется оказание услуг связи в соответствии с лицензией (лицензиями) на деятельность в области оказания услуг связи.
3. В плане мероприятий указываются:
а) наименование (фирменное наименование) оператора связи;
б) номер лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг связи;
в) наименование услуги (услуг) связи, оказываемой оператором связи в соответствии с лицензиями;
г) срок представления технических условий на подключение к пункту управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, баз данных об абонентах оператора связи и баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов;
д) в случае, если уполномоченному органу предоставляется технологическое помещение, определяется порядок передачи оператором связи информации об абонентах оператора связи и об оказанных им услугах связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов;
е) срок выполнения работ по организации линий и (или) каналов связи между узлом связи сети связи оператора связи и пунктом управления уполномоченного органа;
ж) срок разработки инструкции по взаимодействию персонала оператора связи, обслуживающего технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий, с сотрудниками уполномоченного органа, в том числе включающей меры по недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также мер по защите информации, связанной с проведением таких мероприятий;
з) срок разработки перечня лиц, привлекаемых к установке технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, и перечня лиц, обслуживающих технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
и) срок проведения опытной эксплуатации технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сети связи оператора связи, включая устранение замечаний, выявленных в ходе опытной эксплуатации;
к) срок проведения и оформления акта приемосдаточных испытаний технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
4. К плану мероприятий прилагаются:
а) копия лицензии (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию услуг связи;
б) схема построения сети связи оператора связи;
в) план нумерации, используемый в сети связи оператора связи.
План мероприятий утверждается руководителем взаимодействующего с оператором связи подразделения уполномоченного органа и руководителем оператора связи.
На основании указанных нормативных актов ООО "Паскаль" направил УФСБ по Республике Адыгея для утверждения План мероприятий.
Последний направил истцу свою редакцию Плана мероприятий и технические условия к нему.
В связи с разными редакциями Планов мероприятий истцом заявлен настоящий иск об урегулировании разногласий по договору.
Суд первой инстанции принял к рассмотрению разногласия сторон и определил редакцию Плана мероприятий.
Вместе с тем, суд не учел следующее.
В соответствии со ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Согласно ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, договор это согласованное волеизъявление субъектов гражданского права, направленное на установление правоотношений. Договор в гражданско-правовом смысле не основан на плановом или ином административном акте.
Из вышеперечисленных нормативных актов, следует, что План мероприятий разрабатывается в целях согласованности действий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности органами безопасности. Указанные действия находятся за рамками гражданско-правовых отношений, предписаны сторонам в силу закона.
План мероприятий не является договором в гражданско-правовом смысле, ввиду чего на него не распространяются нормы о заключении договора и рассмотрений разногласий, установленных Гражданским кодексом РФ.
Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность определяют порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскную деятельность с использованием технических средств, обеспечивающих эту деятельность в сети связи оператора связи, при предоставлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с указанными Правилами План мероприятий составляется и направляется на утверждение в Федеральную службу безопасности и в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 n 15АП-5895/2009 по делу n А32-7724/2009-36/85 По делу о признании недействительным постановления органа власти о переводе нежилого помещения в жилые помещения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также