Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 n 15АП-4433/2009 по делу n А53-1451/2009 По делу о признании незаконным решения налогового органа в части отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2009 г. N 15АП-4433/2009
Дело N А53-1451/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Субботин Р.И., по доверенности от 01.10.2008 г.
от заинтересованного лица: Дымковская Л.А., по доверенности от 03.03.2009 г. N 81
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09 апреля 2009 г. по делу N А53-1451/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Валары-Трейд"
к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области
о признании решения недействительным
принятое в составе судьи Парамоновой А.В.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Валары-Трейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИФНС России по г. Таганрогу (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения налоговой инспекции N 214/КЮ от 29.10.2008 г. в части отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 6986423, 58 рублей.
Решением суда от 09 апреля 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 09.04.2009 г. отменить, в заявленных требованиях - обществу отказать.
По мнению подателя жалобы,
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда от 09.04.2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов, а именно договоров, счетов-фактур, всего на 212 листах. Представитель заинтересованного лица: не возражал. Протокольным определением суда: удовлетворено заявленное ходатайство, приобщены документы, представленным заявителем. Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда от 09.04.2009 г. и отказать обществу в заявленных требованиях. Представитель общества представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда от 09.04.2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2007 г. и пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ.
29.08.2008 г. налоговой инспекцией по результатам камеральной проверки составлен акт N 4366/208, который получен представителем общества 29.08.2008 г. Уведомлением (т. 6, л.д. 58) от 29.08.2008 г. N 16.10-08/22387 общество вызвано на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки при непредставлении возражений по акту камеральной налоговой проверки на 22.09.2008 г. в 10 часов 00 минут.
На акт проверки обществом представлены возражения от 24.09.2008 г. N 1-15/330. Уведомлением (т. 6, л.д. 97) от 29.09.2008 г. N 23-04/25089 общество вызвано на рассмотрение возражений на акт камеральной налоговой проверки N 4366/208 от 29.08.2008 г. на 01.10.2008 г. в 15 час. 00 мин.
В материалы дела представлен протокол рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки от 01.10.2008 г. (т. 6, л.д. 98-99).
Решением от 29.08.2008 г. N 8/2КЮ инспекция назначила проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
28.10.2008 г. инспекция вынесла решение N 214/2КЮ "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которое 06.11.2008 г. вручено обществу. Налоговая инспекция по результатам проведенной проверки приняла решение N 214/КЮ от 29.10.2008 г. об отказе в возмещении заявителю 10495612 рублей налога.
Реализуя право на судебную защиту, общество в порядке, определенном статьями 138 НК РФ и 198 АПК РФ, оспорило указанное решение в части отказа ООО "Валары-Трейд" в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 6986423, 58 руб. в арбитражный суд.
Судом первой инстанции правомерно указано на нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки, что является безусловным основанием для отмены решения налогового органа.
Согласно ст. 100 НК РФ установлены требования к оформлению результатов налоговой проверки. В соответствии с п. 6 указанной статьи лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.
На основании п. 1 статьи 101 Кодекса акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Однако, по требованиям пункта 2 статьи 101 Кодекса (в действующей редакции) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Таким образом, закон прямо устанавливает обязанность налогового органа известить налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет.
В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ предоставляет руководителю (заместителю руководителя) налогового органа право, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. Данная норма права в совокупности с положениями пункта 4 статьи 101 Кодекса, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка, позволяет сделать вывод о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки. Поскольку налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении материалов проверки, то лишение лица, в отношении которого проводилась выездная проверка, права участвовать при исследовании дополнительных доказательств, в частности, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, противоречит закону.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ предусматривает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (пункт 12 статьи 101.4 Кодекса).
В силу ст. 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных мероприятий налогового контроля. Поскольку налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении материалов проверки, то лишение лица, в отношении которого проводилась проверка, права участвовать при исследовании дополнительных доказательств, в частности, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, противоречит закону.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налоговым органом 29.08.08 г. по результатам камеральной проверки составлен акт N 4366/208, который получен представителем общества 29.08.2008 года.
Уведомлением (т. 6 л.д. 58) от 29.08.2008 года N 16.10-08/22387 общество было вызвано на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки при непредставлении возражений по акту камеральной налоговой проверки на 22.09.2008 г. в 10 часов 00 минут.
На акт проверки обществом представлены возражения от 24.09.08 г. N 1-15/330.
Уведомлением (т. 6 л.д. 97) от 29.09.2008 года N 23-04/25089 общество было вызвано на рассмотрение возражений на акт камеральной налоговой проверки N 4366/208 от 29.08.08 г. на 01.10.2008 года в 15 час. 00 мин.
При рассмотрении материалов проверки налоговым органом решение по ее результатам не принималось, что следует из протокола рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки от 01.10.2008 года (т. 6 л.д. 98-99).
Решением от 29.08.08 г. N 8/2КЮ инспекция назначила дополнительные мероприятия налогового контроля.
28.10.2008 г. инспекция вынесла решение N 214/2КЮ "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
06.11.08 г. обществу вручено решение N 214/2КЮ от 28.10.2008 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В связи с чем суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество не было извещено о результатах проведенных дополнительных мероприятий и не вызывалось на рассмотрение результатов после дополнительных мероприятий и принятия обжалуемого решения.
В решении N 214/2КЮ от 28.10.2008 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" указано на отсутствие при рассмотрении материалов проверки представителя ООО "Валары-Трейд", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения налоговой проверки письмом от 29.09.2008 года N 23-04/25089. Данное указание не соответствует действительности, поскольку письмом от 29.09.2008 года N 23-04/25089 общество вызвано на рассмотрение возражений на акт камеральной налоговой проверки N 4366/208 от 29.08.08 г. на 01.10.2008 года в 15 час. 00 мин.
Доказательств извещения общества о рассмотрении инспекцией материалов налоговой проверки после дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом не представлено. В связи с чем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что материалами дела подтвержден факт рассмотрения налоговой инспекцией материалов налоговой проверки в отсутствие налогоплательщика, не извещенного о времени и месте их рассмотрения, что свидетельствует о несоблюдении налоговой инспекцией процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, влекущем нарушение права налогоплательщика на свою защиту.
По правилам статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Кодекса. Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, а также представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если при принятии решения в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая инспекция выявит нарушения норм налогового законодательства, то дальнейшая процедура принятия решения регламентируется правилами статей 100, 101 Кодекса.
С учетом того, что решение о возмещении не содержит основания его вынесения, по существу все выводы об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость указаны только лишь в решении N 214/2КЮ от 28.10.2008 года "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", следовательно, налоговая инспекция должна была известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а не ее промежуточного результата, причем не уведомление является самостоятельным основанием для признания обжалуемого решения не соответствующим закону.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 n 15АП-4413/2009 по делу n А53-23020/2008 По требованию об отмене определения о прекращении производства по делу о банкротстве.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также