Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 n 15АП-3879/2009 по делу n А32-6340/2008-5/47 По делу о признании недействительным предписания налогового органа о прекращении деятельности игрового заведения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2009 г. N 15АП-3879/2009
Дело N А32-6340/2008-5/47
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Гуденица Т.Г., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (п/уведомление N 02311)
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (п/уведомление N 02310).
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 февраля 2009 г. по делу N А32-6340/2008-5/47
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спейс"
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю
о признании предписания о прекращении деятельности недействительным
принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спейс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным предписания от 09.01.2008 г. N 15-14/00007 о прекращении деятельности игрового заведения, расположенного по адресу: г. Кропоткин, ул. Красная, 46.
Решением суда от 18 февраля 2009 г. признано незаконным и отменено предписание от 09.01.2008 г. N 15-14/00007 налоговой инспекции о прекращении деятельности игорного заведения, расположенного по адресу: г. Кропоткин, ул. Красная, 46.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 18.02.2009 г. отменить, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, в спорном решении не дана оценка доводу налоговой инспекции об осуществлении юридическим лицом лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в решении о предоставлении лицензии, и в документе, подтверждающем наличие лицензии, что свидетельствует о том, что объект не прошел установленный законодательством порядок лицензирования и, соответственно, не может использоваться лицензиатом для осуществления лицензируемой деятельности. Предписание, являющееся предметом спора по настоящему делу, вынесено на основании Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Спейс" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.08.2004 г. ИМНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга Свердловской области по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 4, свидетельство о государственной регистрации серия 66 N 001441632, ИНН 6674141640. Осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 005671, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на срок с 12.10.2004 г. по 12.10.2009 г.
Обществом открыт ряд обособленных подразделений на территории Российской Федерации, в том числе на основании решения N 348 от 02.08.2007 г. в г. Кропоткин, ул. Красная, 46. Согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица от 09.08.2007 г. N 854045 указанное обособленное подразделение общество зарегистрировано и поставлено на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю.
Налоговой инспекцией 20.12.2007 г. проведена проверка деятельности вышеупомянутого обособленного подразделения общества в г. Кропоткине.
Проверка производилась на основании поручения от 20.12.2007 г. N 263 по следующим вопросам: соблюдение налогового законодательства, Закона РФ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ, Закона РФ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, Закона РФ N 104-ФЗ от 24.07.2002 г. "Упрощенная система налогообложения", осмотр достоверности физических показателей по исчислению ЕНВД, а также по вопросам соблюдения правил реализации алкогольной и табачной продукции, работы с денежной наличностью, условий лицензирования, государственной регистрации.
По результатам проверки составлен протокол осмотра от 20.12.2007 г. N 000100. Налоговой инспекцией вынесено предписание от 09.01.2008 г. N 15-14/00007, согласно которому обществу предложено прекратить деятельность в сфере игорного бизнеса в срок до 11.02.2008 г., со ссылкой на то, что обособленное подразделение общества, расположенное по адресу подразделения: 352380, Россия, Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Красная, 46, игорное заведение "Калиф", поставлено на налоговый учет 09.08.2007 г., т.е. открыто после 01.07.2007 г., что является нарушением положений Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
Реализуя право на судебную защиту, общество в порядке, определенном ст. 138 НК РФ и 198 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.
Пунктом 1 ст. 1 НК РФ определяется, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками в соответствии с положениями НК РФ, то есть лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги (ст. 9, 19 НК РФ).
Положениями главы 29 НК РФ конкретизируется, что налогоплательщиком налога на игорный бизнес признается организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).
Закон N 244-ФЗ, определяющий правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливающий ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, вступил в силу с 01.01.2007 г.
Частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" определены требования, которым должны соответствовать игорные заведения.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих таким требованиям, должна быть прекращена до 1 июля 2007 г.
Из смысла ст. 20 Федерального закона N 244-ФЗ следует, что данная норма императивна, распространяет свое действие на игорные заведения, осуществлявшие свою деятельность до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, т.е. до 1 января 2007 г.
В силу ст. 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
Согласно ст. 9 Закона N 244-ФЗ на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации).
Из смысла ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ установлено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15 данного Федерального закона, ч. 2 указанной статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 г. без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При таких обстоятельствах, игорные заведения, открытые и действовавшие до 1 января 2007 г., вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30 июня 2009 г. вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом N 244-ФЗ. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу данного Закона возможно только на территории игорных зон в разрешительном порядке.
В соответствии с п. 11 ст. 4 Закона N 244-ФЗ к игорным заведениям отнесены здания, строения, сооружения (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Для продолжения деятельности в сфере игорного бизнеса недостаточно лишь наличия у общества соответствующей лицензии.
Право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 г. свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Закона N 244-ФЗ возникает только в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 г. игорных заведений, т.е. в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась ранее.
При таких обстоятельствах, возможность создания новых игорных заведений, в том числе обособленных подразделений игорного бизнеса, после 1 января 2007 г. законодательством не предусмотрена.
Из доказательств, представленных в материалы дела установлено, что 09.08.2007 г. года общество в зарегистрировало обособленное подразделение на территории Краснодарского края по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 46, т.е. указанное структурное подразделение является вновь созданным.
Доказательства, подтверждающие факт создания игорного заведения по указанному адресу и постановки на налоговый учет указанного обособленного подразделения до 1 января 2007 г. общество в нарушение ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представило.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что у общества отсутствовало право создавать 09.08.2007 г. новое игорное заведение вне территории игорных зон.
Суд первой инстанции не учел, что в связи с этим у общества отсутствует право на предъявление требования о признании недействительным ненормативного акта налогового органа. Установление одного лишь факта несоответствия оспариваемого в настоящем деле предписании требованиям закона, не может являться единственным основанием для признания предписания недействительным без исследования вопроса о наличии у субъекта предпринимательской деятельности охраняемых законом прав и интересов. Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа с учетом положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 29, 198 АПК РФ необходима совокупность таких условий, как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов лица, обращающегося за судебной защитой.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных обществом требований отсутствуют в связи отсутствием у общества права на предъявление требования о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СКО от 08.07.2009 г. по делу N А32-6339/2008-5/49.
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ для лицензии получения соискатель направляет в соответствующий лицензирующий орган в числе других, сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, копии документов, свидетельствующих о наличии у него возможности выполнения лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности указанных соискателем лицензии сведений, а также проверку возможности выполнения им лицензионных требований и условий.
В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем ее наличие, указываются в т.ч. и адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (п. 1 ст. 10 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ).
Из смысла вышеуказанных норм законодательства усматривается, что лицензирующим органом при решении вопроса о выдаче лицензии проводится проверка соответствия соискателя лицензии предъявляемым законом требованиям по каждому из мест осуществления деятельности, о любом изменении которых лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган.
В силу ст. 11 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ установлена обязанность юридического лица при изменении адресов мест осуществления им лицензируемого вида деятельности подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии не позднее чем через пятнадцать дней со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии об этом вносятся соответствующие изменения в
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 n 15АП-3817/2009 по делу n А53-27440/2008 По делу о признании незаконным решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль и начисления пени и налоговых санкций.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также