Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 n 15АП-3581/2009 по делу n А32-19485/2005 По делу о признании права собственности на самовольно возведенное сооружение.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2009 г. N 15АП-3581/2009
Дело N А32-19485/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козьменко О.Г.,
при участии:
от истца: представитель Арканников Михаил Васильевич - доверенность от 15.05.2009,
представитель Невский Игорь Александрович - доверенность от 19.06.2009,
от третьих лиц: от ФГУП "Росморпорт" - представитель Андриевский Василий Викторович - доверенность от 19.05.2009 N 1938,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Волков Е.Я.)
от 19 марта 2009 г. по делу N А32-19485/2005
по иску закрытого акционерного общества "Лада-Геленджик-Транс"
к ответчикам: Администрации муниципального образования Темрюкский район, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьих лиц: ФГУП "Росморпорт", Федерального агентство морского и речного транспорта Российской Федерации,
о признании права собственности,
установил:
Закрытое акционерное общество "Лада-Геленджик-Транс" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального образования Темрюкский район о признании права собственности на гидротехническое сооружение (причал N 2) перегрузочного комплекса генеральных грузов открытого и крытого хранения: 1-й пусковой комплекс, длина причала N 2 0 169 п. м, ширина 90 п. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, пос. Коса Чушка, порт Кавказ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29 сентября 2005 года иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2008 года решение арбитражного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд привлек в качестве ответчиков Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю и Департамент имущественных отношений Краснодарского края. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Росмортпорт" и Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил признать право собственности за ЗАО "Лада-Геленджик-Транс" на самовольно возведенное гидротехническое сооружение в порту Кавказ - причал N 2 перегрузочного комплекса генеральных грузов открытого и крытого хранения: 1-ый пусковой комплекс, длина причала N 2 - 169 п. м, ширина - 90 п. м, расположенный в порту Кавказ (пос. Коса Чушка Краснодарского края).
Уточнение иска принято арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19 марта 2009 года исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, возведенный самовольно объект недвижимого имущества, создан без нарушения строительных норм и правил, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровья граждан. Объект соответствует градостроительным нормам.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, а в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
Земельный участок в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года относится к землям транспорта, а, следовательно, распоряжаться земельным участком вправе был только компетентный орган Российской Федерации. На момент заключения договора аренды 18 ноября 2004 года Администрация Темрюкского района не полномочна была распоряжаться земельным участком, находящимся в федеральной собственности. Ошибочными являются указания суда на письма Департамента имущественных отношений Краснодарского края 2002 года. Хотя Департамент и был в указанное время полномочен распоряжаться федеральной собственностью, он не мог делегировать свои полномочия по распоряжению районной администрации. Не может быть признано и право постоянного бессрочного пользования, поскольку на день издания постановления N 540 от 21 апреля 1994 года Администрация Темрюкского района не была полномочна предоставлять земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование. Кроме того, самовольно возведенный причал примыкает не только к земельному участку, находящемуся в федеральной собственности, но и к Северному молу, являющемся гидротехническим сооружением. Суд не дал оценку тому обстоятельству, что инвестиционный контракт от 28 апреля 2000 года был расторгнут, а инвестиционный контракт от 27 декабря 2004 года не был согласован с Росимуществом. Учитывая, что ни Росморречфлот, ни ФГУП "Росморпорт" не имеют полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом без участия Росимущества, инвестиционный договор заключен с превышением полномочий и нарушает права и законные интересы Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщает, что согласно Закону Краснодарского края от 5 ноября 2002 года "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" полномочиями по распоряжению спорными земельным участком был наделен орган местного самоуправления. До образования Территориального управления Росимущества полномочиями по распоряжению федеральным имуществом на территории Краснодарского края был наделен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Геленджик-Лада-Транс" просит решение суда оставить без изменения. Истец указывает на следующие обстоятельства. Признавая факт осуществления постройки без разрешения, он отмечает, что нарушений строительных норм и правил не имеется, равно как и нарушения прав и интересов третьих лиц. Земельный участок принадлежал истцу на праве постоянного(бессрочного) пользования согласно Государственному акту 1994 года, в 2004 году указанное право было переоформлено на договор аренды сроком на 10 лет. Администрация Темрюкского района была правомочна распорядиться указанным земельным участком.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, представитель ФГУП "Росморфлот" поддержал доводы апелляционной жалобы Территориального управления Росимущества.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В отношении указанных лиц дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав явившихся лиц, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что достаточных оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, в период 2001 - 2005 гг. ЗАО "Лада-Геленджик-Транс" в рамках строительства перегрузочного комплекса генеральных грузов открытого и закрытого хранения в порту "Кавказ" Темрюкского района осуществило строительство причалов N 1, 2 на основании договоров: N 14 от 22.06.2001 г. с ОАО "Порт Кавказ"; N 2 от 24.05.2002 г. с дополнительным соглашением от 24.04.2003 г. с ООО "СтройИнфор"; N 11 от 28.06.2002 г. с ООО "СтройИнфор"; N ДР-4/2003 от 20.06.2003 г. с ГУ "Морская администрация портов Темрюк и Кавказ". Строительство осуществлялось на основании документации, разработанной ТОО "Ригель" в 2001 г. на основании договора N 2-99 от 24.10.1999 г. на выполнение проектных и изыскательских работ. Однако, строительство осуществлено без получения соответствующего разрешения, в связи с чем ЗАО "Лада-Геленджик-Транс" обратилось в суд с требованием о признании права собственности на самовольную постройку в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В качестве доказательств того, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и соответствуют градостроительным нормам, истец предоставил следующие документы:
- Заключение комплексного инженерного обследования ООО "Социальная защита - МОО",
- Пояснительная записка по проекту N 463-2000 ГС причалов N 1 и N 2,
выполненная ТОО "Ригель" в 2001 г.,
- Паспорт причального сооружения ФГУП "Союзморниипроект",
- Градостроительный план земельного участка МУ "Управление архитектуры и
градостроительства",
- Градостроительное обоснование Комплекса, выданное МУ "Управление архитектуры и градостроительства",
- Градостроительное обоснование причала N 1, N 2, выданное МУ "Управление архитектуры и градостроительства",
- Технический паспорт Причала, выданный Филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Темрюкскому району,
- Заключение Управления об охране, реставрации и эксплуатации историко- культурных ценностей департамента культуры Краснодарского края от 15.08.2006 г. N 1860 Э.,
- Заключение управления культуры администрации по Темрюкскому району N 6 от 19.01.2005 г.,
- Санитарно-эпидемиологическое заключение N 23.13.03.Т.000056.08.05 от 16.08.2005 г.,
- Заключение N 506 Северо-кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору,
- Паспорт Причала, выполненный ООО "Гарант",
- Декларация о готовности причала к Эксплуатации, подтвержденная письмом начальника АМП Тамани от 30.07.2008 г. N 733.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ) право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим постройку, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из перечисленных выше документов, нарушения строительных и градостроительных, санитарных, экологических норм и правил при осуществлении самовольной постройки причала истцом не допущено. Не ссылается на такие нарушения и заявитель апелляционной жалобы.
Основной довод апелляционной жалобы сводится к тому, что право на самовольную постройку за истцом не может быть признано, поскольку земельный участок не находится у него на каком-либо вещно-правовом режиме, а договор аренды земельного участка является ничтожным.
Апелляционный суд проверив указанный доводы пришел к выводу о его несостоятельности.
Действительно Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (пункт IV Приложения N 1) предприятия речного и морского флота отнесены к федеральному уровню собственности. Вместе с тем абзац 3 пункта 1 Постановления установил, что виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, указанное Постановление не установило непосредственно отнесение земельного участка, занятого предприятием морского флота, непосредственно к объектам федеральной собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2144 "О федеральных природных ресурсах" было рекомендовано отнести к федеральным природным ресурсам, в частности, земельные участки, занимаемые федеральными транспортными системами, а Правительству Российской Федерации было дано поручение составить в первом полугодии 1994 года перечни конкретных объектов, относящихся к федеральным природным ресурсам, для их утверждения в соответствии с законодательством. Указанное поручение не было исполнено.
Вопросы разграничения государственной собственности на землю были решены в Федеральном законе от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что полномочия по распоряжению земельным участком в 1994 году принадлежало Администрации Темрюкского района.
Согласно пункту 1 статьи 60 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на день принятия постановления N 540 от 21 апреля 1994 года) к полномочиям районной администрации относилось предоставление в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и предоставление в аренду, изъятие земельных участков из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие в Конституцией Российской Федерации" полномочия Советов народных депутатов по распоряжению земельными участками, в том числе, установленные ст. 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года. осуществляются районными администрациями.
При таких обстоятельствах до вступления в силу Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ правомочия по распоряжению указанным земельным участком, независимо от того: находились ли на нем объекты федеральной собственности, принадлежали районной администрации.
Ссылка апеллянта на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 ноября 2006 года по делу А32-22953/2006-36/531 не может быть признана убедительной, поскольку 1) преюдициальными являются только факты, установленные решением суда (часть 2 статьи 69 АПК РФ, а не правовые выводы суда, 2) решение по указанному делу, в котором констатировано отсутствие права муниципальной собственности
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 n 15АП-3551/2009 по делу n А32-23503/2008-29/417-162АЖ По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 6.4 Закона Краснодарского края 'Об административном правонарушении' за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на маршрутах регулярного сообщения без заключения договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок с исполнительным органом государственной власти.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также