Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу n А32-17854/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-17854/2008-39/246

01 декабря 2009 г.                                                                              15АП-9993/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Л А.

судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.

при участии:

от ООО СК "Жемчужина" – представители: представители: Фенов Радист Дмитриевич, доверенность от 11.01.2009 г. № 2; Бартош Юрий Евгеньевич, доверенность от 25.11.2009 г. № 132,

от Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, Администрации Краснодарского края, ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края – представители не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 17.08.2009 г.  по делу № А32-17854/2008-39/246

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Санаторный комплекс "Жемчужина"

к Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю

при участии третьих лиц Администрации Краснодарского края, ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края

о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Санаторный комплекс "Жемчужина" (далее – ООО Санаторный комплекс "Жемчужина") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее – УФАКОН по Краснодарскому краю) о признании незаконными действий по применению в 2008 году кадастровой стоимости земли, определенную распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1202-р (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ – л.д. 84).

Решением суда от 17.08.2009 г. действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю признаны недействительными в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 478991 кв.м., расположенного по адресу г. Анапа, Пионерский проспект,253, с кадастровым номером 23:37:01 07 003:0162 равной 2 980 109 565, 24 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что УФАКОН по Краснодарскому краю при расчете кадастровой стоимости земельного участка заявителя применил неопубликованный в установленном порядке нормативный акт.

Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 17.08.2009 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований – отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что УФАКОН по Краснодарскому краю не осуществляло расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя и не совершало обжалуемых заявителем действий. Факт надлежащего опубликования распоряжения № 1202-р от 29.12.2007 г. «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» установлен вступившим в законную силу решением суда по делу № А32-9123/2008. В компетенцию управления не входит правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию. Поскольку УФАКОН по Краснодарскому краю является органом государственного кадастрового учета на территории Краснодарского края, распоряжение №  1202-р, вступившее в законную силу, являлось обязательным для исполнения.

В судебном заседании представители общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.  

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Санаторному   комплексу  «Жемчужина»   на   праве   постоянного   (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 478991 кв.м., расположенный по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект,253, кадастровый номер 23:37:01 07 003:0162.

На основании обращения заявителя управление письмом от 06.08.2008 г. № 10/4050 предоставило информацию о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:01 07 003:0162 по состоянию на 01.01.2008 г. равной 2 980 109 565, 24 руб.

В указанном письме УФАКОН по Краснодарскому краю разъяснило обществу, что по состоянию на 01.01.2008 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель и утверждена распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

Полагая, что действия управления по применению кадастровой стоимости, утвержденной вышеназванным распоряжением главы администрации, является незаконными, ООО СК «Жемчужина» обратилось в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством.

В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.

Действия по определению кадастровой стоимости затрагивают права общества, которое заинтересовано в законно установленной кадастровой стоимости земельного участка, от которой зависит цена указанного участка и размер земельного налога (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), который бы подлежал уплате обществом, как собственником земельного участка. 

Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Таким образом, по смыслу приведенных норм, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.

Удельные показатели кадастровой стоимости земель установлены распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

Основным доводом апелляционной жалобы является вопрос об обоснованности применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, указанного распоряжения.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" N 48 официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" (с изменениями) официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.

Распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1202-р как нормативный правовой акт опубликовано в средствах массовой информации Краснодарского края (газета «Кубанские новости» от 09.02.2008 г. №21 (4160), от 13.03.2009 г. №37 (4400).

При этом в №21 (4160) газеты «Кубанские новости» от 09.02.2008 г. опубликована информация о подписании губернатором Краснодарского края А.Ткачевым указанного распоряжения, но не сам текст распоряжения (л.д. 21).

Текст распоряжения N 1202-р опубликован в № 37 газеты "Кубанские новости" только 13.03.2009 г.

Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка управление руководствовалось нормативным правовым актом, который на тот момент не вступил в законную силу.

В деле отсутствуют доказательства факта опубликования распоряжения N 1202-р на момент расчета кадастровой стоимости земельного участка общества.

При таких обстоятельствах, оценивая правомерность определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в 2008 году, суд первой инстанции правильно установил ошибочность применения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1202-р.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 августа 2009 г.  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           Л. А. Захарова

Судьи                                                                                             С.И. Золотухина

Т.И. Ткаченко

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу n А32-6367/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также