Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 n 15АП-1397/2009 по делу n А32-19569/2008-23/262 По делу о признании незаконным бездействия налогового органа по регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес и об обязании выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2009 г. N 15АП-1397/2009
Дело N А32-19569/2008-23/262
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.
судей И.Г. Винокур, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Маг": Шестопалов Игорь Вячеславович (паспорт N 70 03 540464, выдан Тепло-Огаревским РОВД Тульской области 15.03.2004 г.) по доверенности от 20.10.2008 г.,
от ИФНС по г. Анапа: не явилась, извещена надлежащим образом (почтовое уведомление от 02.03.2009 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС по г. Анапа Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 декабря 2008 г. по делу N А32-19569/2008-23/262 по заявлению ООО "МАГ" к ИФНС по г. Анапа Краснодарского края о признании незаконным бездействия, об обязании выдать свидетельство, принятое судьей Хахалевой Н.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МАГ" (далее - ООО "Маг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа Краснодарского края (далее - ИФНС по г. Анапа) о признании незаконным бездействия ИФНС по г. Анапа по регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес и об обязании выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением суда от 15.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие ИФНС по г. Анапа по регистрации ООО "Маг" 50 объектов налогообложения - игровых автоматов по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Анапа, ст. Анапская, ул. Мира, 19 Б как несоответствующее НК РФ. Суд обязал ИФНС по г. Анапа выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении от 18.08.2008 г. Решение мотивировано тем, что законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и, соответственно, не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения. Вопросы, связанные с наличием либо отсутствием вменяемых обществу нарушений ФЗ N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., а также с необходимостью прекращения деятельности игрового зала должны решаться в порядке установленном указанным законом, либо иными законными способами, предусмотренными ГК РФ, ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" другими нормативными актами, а не путем бездействия налоговой инспекции от исполнения своих обязанностей возложенных на нее законодательством о налогах и сборах.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС по г. Анапа обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в налоговую инспекцию заявление ООО "Маг" не поступало. Исполнение решения суда о выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения невозможно, поскольку соответствующее заявление от общества не поступало.
ИФНС по г. Анапа, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. От налоговой инспекции в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие налоговой инспекции.
Представитель ООО "Маг" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения ООО "Маг", суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, ООО "Маг", имеющее лицензию на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений от 11.05.2004 г. N 004319 со сроком действия до 11.05.2009 г. Обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст. Анапская, ул. Мира, 19Б 25.08.2008 г. постановлено на налоговый учет в налоговом органе (уведомление о постановке на учет от 26.08.2008 г. N 558468). ООО "Маг" 18.08.2008 г. подано в ИФНС по г. Анапа заявление о регистрации 50 объектов налогообложения - игровых автоматов по адресу: г. Анапа, ст. Анапская, ул. Мира, 19Б.
Считая, что налоговой инспекцией допущено незаконное бездействие, выразившееся в отсутствии ответа на заявление, ООО "Маг" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В силу ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Согласно пункту 2 статьи 366 НК РФ налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговом органе по месту установки этого объекта, не позднее чем, за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Исходя из приведенных положений законодательства обязанность по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в силу ст. 366 НК РФ возникает у налогового органа в случае подачи налогоплательщиком заявления.
Вместе с тем, ИФНС по г. Анапа утверждает, что заявление о регистрации объектов налогообложения от ООО "Маг" в ИФНС по г. Анапа не поступало.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В нарушение ст. 65 АПК РФ ООО "Маг" не представлено надлежащих доказательств подачи в налоговую инспекцию заявления о регистрации игровых автоматов, расположенных по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст. Анапская, ул. Мира, 19Б.
Имеющиеся в материалах дела заявление и копия заявления от 18.08.2008 г. (л.д. 35, 44) не могут быть приняты судом в качестве доказательства обращения в налоговый орган с заявлением о регистрации объектов налогообложения.
Как следует из заявления на оборотной его стороне стоит штамп ИФНС по г. Анапа. Однако на указанном штампе отсутствует подпись работника налоговой инспекции, а также регистрационный номер, присваиваемый входящей корреспонденции.
Вместе с тем, согласно Инструкции по делопроизводству в ИФНС по г. Анапа, утвержденной Приказом ИФНС по г. Анапа от 09.07.2007 г. N 01-01/110, на корреспонденцию, в правой нижней части лицевой стороны первого листа каждого полученного документа, а также на конвертах корреспонденции, которая не вскрывается в Отделе, проставляется штамп, на котором указывается дата регистрации документа и его входящей номер.
Однако представленное заявление имеет штамп налоговой инспекции, проставленный на оборотной, а не на лицевой стороне документа, а также штамп не содержит входящего номера. В связи с этим суд не может признать доказанным факт поступления в налоговую инспекцию заявления ООО "Маг". Суд апелляционной инстанции также учитывает то, что изначально при подаче заявления в суд ООО "Маг" не была представлена копия заявления о регистрации объектов налогообложения. К заявлению общества было приложено заявление о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (л.д. 6). При этом в приложении было указано на то, что данное заявление является заявлением о регистрации объектов налогообложения (л.д. 4).
В связи с недоказанностью факта подачи в налоговую инспекцию заявления о регистрации объектов налогообложения у ИФНС по г. Анапа отсутствовали основания для регистрации объектов налогообложения и выдачи свидетельства о регистрации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для регистрации объектов налогообложения и выдачи свидетельства о регистрации игровых автоматов ООО "Маг", поскольку игорное заведение заявителя не отвечает требованиям, установленным Законом N 244-ФЗ.
29.12.2006 года принят Федеральный Закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" N 244-ФЗ. Согласно ст. 20 ФЗ N 244-ФЗ закон вступает в силу с 01.01.2007 года. Статьями 5, 16 ФЗ N 244-ФЗ установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Имеющие соответствующие лицензии игорные заведения вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3 ФЗ N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
ООО "Маг" не соответствует статусу налогоплательщика, который имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии со ст. 365 НК РФ, поскольку не имеет права осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса.
ООО "Маг" не имело на момент вступления в силу ФЗ N 244-ФЗ (01.01.2007 г.) игорного заведения по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст. Анапская, ул. Мира, 19Б. В связи с этим у данной организации отсутствует право на осуществление деятельности в сфере игрового бизнеса в игорном заведении, расположенном по адресу: ст. Анапская, ул. Мира, 19Б, поскольку данное игорное заведение не соответствует требованиям ФЗ N 244-ФЗ (в частности, игорное заведение расположено вне установленных игорных зон).
В связи с изложенным у налогового органа отсутствовали правовые основания для выдачи ООО "Маг" свидетельства о регистрации объектов налогообложения. Кроме того, как указывалось ранее, в ИФНС по г. Анапа не поступало заявление ООО "Маг" о регистрации объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 n 15АП-1387/2009 по делу n А32-14866/2008-3/268-35СП По делу о признании недействительным и отмене постановления о возвращении исполнительного документа в связи с невозможностью исполнения по исполнительному документу, обязывающему должника совершить определенные действия.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также