Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 n 15АП-3698/2009 по делу n А32-1095/2009 По делу о признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ по факту неисполнения индивидуальным предпринимателем обязанности по соблюдению миграционного учета.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2009 г. N 15АП-3698/2009
Дело N А32-1095/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Колесова Ю.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2009 г. по делу N А32-1095/2009
по заявлению Нисимова Михаила Анатольевича
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
установил:
Нисимов Михаил Анатольевич обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2008 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Решением суда от 19.03.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что административный орган не установил лицо, ответственное за передачу в органы УФМС сведений об иностранных гражданах, проживающих в гостинице, и не доказал вину предпринимателя в совершении правонарушения. Указав, что за правонарушения по статье 18.9 Кодекса предприниматели несут ответственность как юридические лица, в отношении которых минимальный размер штрафа составляет 400 000 рублей, суд пришел к выводу об отсутствии у административного органа оснований для назначения индивидуальному предпринимателю наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, указывая, что суд рассмотрел не подведомственное ему дело, поскольку на момент рассмотрения дела в суде Нисимов М.А. утратил статус предпринимателя, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению. Заявитель жалобы также считает, что судом применен закон, не подлежащий применению - примечание к статье 18.1 Кодекса, в то время как следовало руководствоваться статьей 2.4 Кодекса, поскольку привлечение Нисимова М.А. к ответственности связано не с осуществлением им предпринимательской деятельности, а с ненадлежащим осуществлением им организационно-хозяйственных функций.
Нисимов М.А. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки, проведенной сотрудниками отдела УФМС г. Крымска 14.03.2008 г., выявлен факт неисполнения индивидуальным предпринимателем Нисимовым А.А. обязанности по соблюдению миграционного учета - допущение проживания с 06.03.08 г. по 14.03.08 г. гр-ки Польши Эдунчик Магдалены без уведомления об этом территориального отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Крымском районе.
Постановлением отдела УФМС по Краснодарскому краю в Крымском районе от 15.03.2008 г. Нисимов Анатолий Аронович привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Решением УФМС по Краснодарскому краю от 28.05.2008 г. постановление отдела УФМС от 15.03.2008 г. отменено за отсутствием состава административного правонарушения. При этом, рассматривая дело об административном правонарушении, Управление ФМС по Краснодарскому краю установило, что гостиница "Олимпия" передана Нисимовым А.А. в аренду Нисимову М.А. по договору от 01.01.2008 г., в связи с чем субъектом правонарушения по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ Нисимов А.А. не является.
Постановлением Крымского межрайонного прокурора от 02.12.2008 г. по обстоятельствам, установленным сотрудниками ОУФМС г. Крымска при проверке 14.03.2008 г., возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении Нисимова М.А.
Постановлением отдела УФМС по Краснодарскому краю в Крымском районе от 17.12.2008 г. Нисимов Михаил Анатольевич привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Указанное постановление обжаловано Нисимовым М.А. в судебном порядке.
Принимая решение, суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Нисимовым М.А. требований.
Доводы заявителя жалобы о рассмотрении судом первой инстанции не подведомственного ему дела подлежат отклонению как необоснованные.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, в соответствии с пунктом 3) указанной нормы, об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, Нисимов Михаил Анатольевич прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения 23.04.2008 года. Однако 24.01.2009 года Нисимов М.А. вновь приобрел статус предпринимателя, о чем в Единый реестр внесена запись 309233702900040. Данные обстоятельства установлены также вступившим в законную силу судебным актом - постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 г. по делу N А32-1117/2009, возбужденному по заявлению Нисимова М.А. к УФМС по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 17 декабря 2008 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Таким образом, несмотря на то, что при принятии заявления к производству Арбитражным судом Краснодарского края (14.01.2009 года) Нисимов М.А. индивидуальным предпринимателем не являлся, на момент рассмотрения дела и принятия решения по существу спора указанный статус им приобретен и дело должно было быть рассмотрено в арбитражном суде.
Тот факт, что административный орган посчитал, что вменяемое Нисимову М.А. правонарушение совершено им как должностным лицом, не имеет значения - как в силу статуса, так и в силу экономического характера спора, возникшего по результатам проверки арендованной предпринимателем гостиницы, данное дело подведомственно арбитражному суду, а обстоятельства привлечения к ответственности, как должностного лица, подлежат оценке при рассмотрении дела по существу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин, в частности, находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; в этих случаях, согласно пункту 3 указанной нормы, принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Согласно пункту 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2009 года N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (в гостиницу) администрация гостиницы обязана в течение одних суток уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы.
При рассмотрении дела по существу спора суд пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого постановления ввиду неправильного определения административным органом наказания, подлежащего применению к Нисимову М.А.
По общему правилу в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В примечании к статье 18.1 Кодекса установлено специальное правило, согласно которому за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. При этом согласно примечанию к статье 18.9 Кодекса, в случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Таким образом, субъектом административной ответственности по указанной норме может быть как юридическое лицо (и приравненный к нему в целях применения данной нормы примечанием к ст. 18.1 КоАП РФ индивидуальный предприниматель), так и конкретные должностные лица, не обеспечившие соблюдение законодательства о миграционном учете.
В силу положений части 3 статьи 2.1 Кодекса назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вина юридического лица (в данном случае - приравненного к нему индивидуального предпринимателя), соответственно, доказывается через вину его работников.
Выявив факт неуведомления о прибытии для проживания иностранного гражданина, как правильно установил суд первой инстанции, административный орган должен был выяснить, в круг чьих служебных обязанностей входит обязанность по уведомлению территориального органа УФМС о прибытии иностранных граждан, что давало возможность установить вину и привлечь к ответственности конкретное должностное лицо и его работодателя (последним в данном случае является индивидуальный предприниматель).
Указанные обстоятельства административным органом не выяснены, должностное лицо (работник предпринимателя), в обязанности которого входило уведомление органов миграционной службы о прибытии иностранных граждан в гостиницу "Олимпия", административным органом не установлено. В этой связи вину предпринимателя в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП, также нельзя считать установленной.
Заявитель жалобы указывает, что имел намерение привлечь Нисимова М.А. к ответственности не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а как
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 n 15АП-3664/2009 по делу n А32-3888/2009 По делу о признании недействительным требования таможенного органа об уплате таможенных платежей и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также