Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 n 15АП-9342/2010 по делу n А53-10888/2010 По делу об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 и ст. 15.1 КоАП РФ, признании незаконным представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2010 г. N 15АП-9342/2010
Дело N А53-10888/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: заместитель начальника отдела оперативного контроля Кузьмина И.И. по доверенности от 05.10.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2010 г. по делу N А53-10888/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Корсунова Владимира Алексеевича
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области
об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях и представления,
принятое в составе судьи Колесник И.В.
установил:
индивидуальный предприниматель Корсунов Владимир Алексеевич обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановлений от 04.05.2010 г. N 29, 30 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.5 и ст. 15.1 КоАП РФ, признании незаконным представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.05.2010 г.
Решением суда от 19.07.2010 г. (с учетом определения от 06.08.2010 г. об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными и отменены постановления ИФНС от 04.05.2010 г. N 29, 30 о привлечении предпринимателя к административной ответственности. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что инспекцией допущены нарушения требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя. Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суд первой инстанции исходил из того, что факт отсутствия у предпринимателя кассовой комнаты и использования им бланков строгой отчетности, не соответствующих требованиям законодательства, не оспаривается предпринимателем.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленных предпринимателем требований, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что инспекцией предприняты все меры для извещения предпринимателя, что подтверждается материалами дела и показаниями почтальона Чичевой Н.В., которым был изложен Корсунову текст телеграммы по телефону. Инспекция также ссылается на доказанность наличия в деянии предпринимателя составов вменяемых ему правонарушений.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель Корсунов просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении он не получал, показания почтальона Чичевой являются недопустимыми доказательствами, в деянии предпринимателя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, поскольку предприниматели не являются субъектами правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Предприниматель Корсунов В.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения N 115 от 18.03.2010 г. МИФНС N 4 по Ростовской области проведена проверка деятельности предпринимателя Корсунова В.А. по вопросу соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и Порядка ведения кассовых операций в РФ и полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью.
В ходе проверки установлено, что:
- прием, выдача и хранение наличных денег осуществляется предпринимателем в помещении по адресу г. Цимлянск, ул. Ленина, 28, без специально оборудованного, изолированного помещения кассовой комнаты, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег;
- при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическим лицом ЗАО имени "Ленина" в лице директора Чупалаева С.А. предпринимателем выдан бланк строгой отчетности формы МЗ (квитанция N 405702 на сумму 10 000 руб. от 05.03.2010 г. за услугу "представительство в арбитражном суде по делу о взыскании долга с ООО "РусАвтоСнаб" по договору от 15.09.2009 г.), утвержденной согласно письму Министерства финансов РФ от 11.05.1995 г. N 16-00-30-38 для Федеральной службы лесного хозяйства РФ - то есть не подлежащей применению предпринимателем.
По результатам проверки, зафиксированным в протоколе осмотра от 23.03.2010 г. и акте проверки от 26.03.2010 г., МИФНС N 4 по Ростовской области составила 12.04.2010 г. в отношении предпринимателя Корсунова В.А. протокол N 84 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ, и протокол N 85 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Постановлениями от 04.05.2010 г. предприниматель Корсунов В.А. привлечен к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей (постановление N 29), и к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей (постановление N 30).
Индивидуальному предпринимателю Корсунову В.А. также было направлено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 04.05.2010 г.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя Корсунова в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в деянии предпринимателя отсутствует состав вменяемых ему инспекцией правонарушений.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Вместе с тем налоговое законодательство определяет порядок ведения учета доходов и расходов для целей налогообложения.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств, а следовательно, отсутствуют правовые основания для привлечения их к административной ответственности в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ.
Соответствующая правовая позиция сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 г. N 1411/10 по делу N А57-11519/2009.
При указанных обстоятельствах доводы инспекции о наличии в деянии предпринимателя Корсунова В.А. состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, признаются необоснованными.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, составляет неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предприниматель Корсунов В.А. осуществляет деятельность по оказанию населению юридических услуг, что в силу приведенных выше норм Закона N 54-ФЗ позволяет предпринимателю не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Из текста постановления N 30 от 04.05.2010 г. усматривается, что в качестве объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, инспекцией предпринимателю вменяется: выдача предпринимателем при осуществлении расчетов с юридическим лицом ЗАО "имени Ленина" бланка строгой отчетности формы М3 - квитанции N 405702 от 05.03.2010 г. на сумму 10 000 рублей, форма которого не может применяться после 01.12.2008 г. как утвержденная до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 г. N 171; невыдача бланка строгой отчетности при расчетах с Зиновьевой 27.01.2010 г. на сумму 10 000 рублей (т. 1 л.д. 18).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (т. 1 л.д. 54, 108).
Между тем, использование бланка строгой отчетности в виде квитанции формы М3 не свидетельствует о совершении предпринимателем Корсуновым правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.05 г. N 171 утверждено Положение, которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков. Пунктом 3 Положения установлено, что формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. N 359 установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 359 на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы,
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 n 15АП-9336/2010 по делу n А32-9231/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за представление недействительного документа.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также