Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2010 по делу n А53-21868/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-21868/2009

11 января 2010 г.                                                                                15АП-10699/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 января 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Л А.

судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.

при участии:

от заявителя – представитель – Иноземцев Александр Владимирович, доверенность от 07.09.2009 г.  

от заинтересованного лица – представитель – Потапенко Наталья Михайловна, доверенность от 17.09.2009 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Ростпотребнадзора по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 28.10.2009 г. по делу № А53-21868/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Природа-ресурс"

к Территориальному отделу Управления Ростпотребнадзора по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Природа-ресурс" (далее – ООО "Природа-ресурс") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Ростпотребнадзора по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах (далее – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора) об отмене постановления от 25.08.2009 г. по делу об административном правонарушении.

Решением суда от 28.10.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что Управление Роспотребнадзора не представило доказательств направления в адрес общества определения о назначении времени и места рассмотрения административного дела в отношении ООО «Природа-ресурс».

Не согласившись с данным судебным актом, Территориальный отдел Управления Ростпотребнадзора по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просил решение суда от 25.08.2009 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что законный представитель общества был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Природа-ресурс». При рассмотрении материалов административного дела был учтен характер совершенного правонарушения и назначен минимальный штраф. У общества имелась возможность соблюдения санитарных правил и норм.

Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что в настоящее время на арендованной обществом территории размещены строительные материалы – песок и щебень шлаковые, которые не являются отходами и используются для дорожного строительства.  

В судебном заедании 24.12.2009 г. объявлен перерыв до 28.12.2009 г. После перерыва судебное заседание продолжено.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Азовской межрайонной прокуратурой установлено, что близ юго-западной окраины г. Азова в районе очистных сооружений МП «Азовводоканал», расположены отвалы отходов литейного производства бывших заводов КПО и КПА г. Азова на площади около 7 га (в количестве около 300 тыс. куб. м). Основная масса отходов представляет собой шлак металлургической выплавки чугуна и стали и отработанную формовочную смесь. Деятельность по эксплуатации части отвалов осуществляет ООО «Природа-ресурс». Указанная деятельность осуществляется с нарушением санитарного законодательства: не осуществляется производственный контроль за влиянием деятельности по эксплуатации объекта складирования отходов литейного производства на подземные воды, что является нарушением ст. 5.2, 5.3 СанПиН 2.1.5.1059-01 « Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.07.2009 г.

Материалы проверки переданы в Управление Роспотребнадзора для привлечения общества к административной ответственности.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области принял постановление  № 615 от 25.08.2009 г. о привлечении ООО «Природа-ресурс» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 100 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

На основании части 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 32 Закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

В силу п. 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

Пунктами 5.2, 5.3 Санитарных правил "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" СП 2.1.5.1059-01, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 19, предусмотрено, что производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод. Измерения выполняются в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.

Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается в том числе при эксплуатации объектов складирования твердых бытовых отходов, промотходов, ядохимикатов и других отходов.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что на основании договора аренды № 6/19 от 7 мая 2002 года обществу «Природа-ресурс» был предоставлен земельный участок площадью 37 535,88 кв. м. из земель запаса Азовского района для приема и переработки отходов литейного производства, расположенных в районе очистных сооружений г. Азова. С целью приема отходов литейного производства от предприятий города Азова обществом была получена лицензия № 61М/02/0027/01/Л от 20 ноября 2002 г.  на право обращения с опасными отходами.

В период с 2003 года по 2005 год от предприятий Азова было принято отходов литейного производства в количестве 300 кубических метров. С 2005 года деятельность по приему отходов литейного производства не осуществлялась. В период с 01.01.2003 года по 19.11.2007 года ООО «Природа-ресурс» на выделенном участке занималось деятельностью по переработки отходов литейного производства в строительные материалы пригодные для дальнейшего использования, как в промышленном, так и гражданском строительстве. По окончанию срока действия лицензии работы по переработке опасных отходов были закончены. В настоящее время на территории арендованной ООО «Природа-ресурс» находятся строительные материалы - песок и щебень шлаковые, которые были получены в ходе переработки отходов литейного производства.

            В ходе проверки прокуратурой  установлено, что в районе очистных сооружений МП «Азовводоканал» расположены отвалы отходов литейного производства бывших заводов КПО и КПА г. Азова на площади около 7 га (в количестве около 300 тыс. куб. м). Основная масса отходов представляет собой шлак металлургической выплавки чугуна и стали и отработанную формовочную смесь. Деятельность по эксплуатации части отвалов осуществляет ООО «Природа-ресурс». При этом в ходе проверки установлено, что общество не осуществляется производственный контроль за влиянием деятельности по эксплуатации объекта складирования отходов литейного производства на подземные воды.

Заявитель указывает, что в настоящее время ООО «Природа - ресурс» не ведет на указанном участке деятельности по переработке и приему отходов литейного производства. Имеющаяся на объекте спецтехника используется для отделений фракций песка шлакового от щебня шлакового, которые отходами не являются.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства), а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

            Заявителем не оспаривается, что общество на арендуемом земельном участке осуществляет хранение щебня и песка шлаковых. При этом согласно пункту 18 ГОСТ 25137-82* щебень и песок шлаковые - материалы, получаемые из отходов металлургического, химического производства, тепловых электростанций и других предприятий.

Обществом не обеспечен производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды.

Указания общества на отсутствие его вины в совершении вменяемого правонарушения являются несостоятельными, поскольку на обществе в силу ст. 11 Закона № 52-ФЗ лежит обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства при обращении с отходами. При этом общество, имея все возможности для соблюдения указанных правил и норм, за нарушение которых ст. 8.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о его вине в совершении названного правонарушения.

Ссылки общества на санитарно-эпидемиологическое заключение от 08.06.2009г. № 61.РЦ.10.571.П.002046.06.09 судебной коллегией отклоняется, поскольку наличие СЭЗ не освобождает общество от обязанности обеспечения производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды Факты нарушений, отраженных в акте проверки, обществом не опровергнуты. Доказательств объективной невозможности исполнения требований Санитарных правил, принятия для этого всех необходимых мер обществом в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, вывод Управления Роспотребнадзора о наличии в действиях ООО «Природа-ресурс» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ является правильным.

Заявитель указывает, что управлением допущены нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, поскольку общество не было уведомлено о  времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежит установлению факт явки законного представителя юридического лица, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и причины неявки участников производства по делу и после этого принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как видно из материалов дела, постановление Роспотребнадзора от 25.08.2009г.  вынесено в отсутствие представителя общества.

Определение от 11.08.2009 г. о вызове представителя общества для рассмотрения административного дела на 29.08.2009 г. к 09 часам направлено по юридическому адресу общества – Азовский район,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2010 по делу n А32-14145/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также