Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 n 15АП-1026/2009 по делу n А53-18454/2008-С4-48 По делу о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2009 г. N 15АП-1026/2009
Дело N А53-18454/2008-С4-48
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Ивановой Н.Н., Колесова Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 24.03.2009 г. Кольба Л.И., паспорт 6004 N 510903, выдан 30.09.2003 г. Белокалитвинским ОВД Ростовской области;
от администрации Белокалитвинского района: представителя по доверенности от 11.01.2009 г. N 04 Ивановой А.В., паспорт 6004 N 416679, выдан 08.04.2004 г. Белокалитвинским ОВД Ростовской области;
от Комитета по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района: представитель по доверенности от 14.01.2009 г. N 33 Казаковой В.Б., паспорт 6004 N 417441, выдан 17.05.2004 г. Белокалитвинским ОВД Ростовской области;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кардаполова Станислава Владимировича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.01.2009 г. по делу N А53-18454/2008-С4-48 по заявлению индивидуального предпринимателя Кардаполова Станислава Владимировича к сектору Единого окна администрации Белокалитвинского района, Комитету по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении земельного участка КУИ от 26.12.2007 г. N 3519, о взыскании расходов, понесенных при подготовке документов в общей сумме 4911 рублей, принятое судьей Комурджиевой И.П.,
установил:
индивидуальный предприниматель Кардаполов Станислав Владимирович обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании неправомерными действий сектора Единого окна администрации Белокалитвинского района Ростовской области, признании незаконным уведомления Комитета по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района от 26.12.2007 года N 3519 об отказе в предоставлении земельного участка, взыскании с сектора Единого окна администрации Белокалитвинского района в пользу заявителя расходов, понесенных в связи с подготовкой документов в общей сумме 4 911 рублей, а также судебных расходов по оплате госпошлины.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявителем заявленные требования в части признания неправомерными действий сектора Единого окна администрации Белокалитвинского района Ростовской области были уточнены, а именно: заявитель полагал, что в нарушение статьи 31 Земельного кодекса РФ не оформлен по поступившему заявлению акт о выборе земельного участка для строительства магазина, не принято решение об утверждении данного акта или решение об отказе в размещении объекта, а также возложены обязательства по оплате съемки и отвода в МУП Архитектурно-планировочном бюро и тех. условий на водоснабжение в ООО "Родник" на заявителя в общей сумме 4911 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.01.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем не предоставлены сведения о том, каким образом будет осуществляться отопление магазина и обеспечение его канализацией, без которых отсутствует возможность согласовать акт выбора земельного участка и, соответственно, принять решение о предоставлении земельного участка под строительство магазина. В части отказа во взыскании с заинтересованного лица суммы денежных средств, затраченных заявителем в ходе процедуры по предоставлению земельного участка, суд указал, что данные затраты заявитель понес в соответствии с законом, устанавливающим платность услуг государственных органов, в добровольном порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом индивидуальный предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, сославшись на неправильное применение судом первой инстанции норм Земельного кодекса РФ и Административного регламента по предоставлению муниципальных услуг. По мнению заявителя, необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об их обеспечении объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления. Также заявитель сослался на наличие возможности сброса канализационных стоков в водонепроницаемый выгреб, предусмотренной СНиП 2.04.03-85.
Комитетом по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами апелляционной жалобы, сославшись на то, что заявителем не представлены какие-либо сведения о том, каким образом в планируемом к строительству магазине будут осуществляться отопление и обеспечение канализацией.
Администрация Белокалитвинского района в своем отзыве на апелляционную жалобу также не согласилась с доводами заявителя, сославшись на то, что заявителю предложено предоставить ряд недостающих документов, получение которых в соответствии с законом является платной услугой. Также орган местного самоуправления указал, что заявителю правомерно отказано в предоставлении земельного участка в связи с невозможностью согласования акта выбора земельного участка.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что судом первой инстанции неверно применена норма статьи 34 Земельного кодекса РФ, которая не имеет отношения к порядку предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в соответствии с которым должно было рассматриваться заявление предпринимателя. Также представитель пояснил, что судом неправильно применены положения Административного регламента по предоставлению муниципальных услуг, согласно которому необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении данных земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур предоставляется бесплатно соответствующими органами.
Представитель администрации Белокалитвинского района в судебном заседании не согласился с доводами заявителя по основаниям, указанным в возражениях на апелляционную жалобу, пояснив, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права.
Представитель Комитета по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу, пояснив, что в предоставлении земельного участка было отказано в связи с невозможностью предварительного согласования места размещения объекта из-за отсутствия канализационных сетей и системы отопления. Предоставление услуг согласно Административному регламенту осуществляется на платной основе.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10 августа 2007 года индивидуальным предпринимателем Кардаполовым С.В. было подано в сектор Единого окна администрации Белокалитвинского района заявление о предоставлении для строительства магазина на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: ул. Булавина, п. Синегорский Белокалитвинского района Ростовской области.
3 января 2008 года им получено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка в аренду N 3519 от 26 декабря 2007 года мотивированное тем, что без наличия необходимых технических условий, а именно: канализации и отопления, не представляется возможным согласовать акт выбора земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует действующим правовым нормам, а произведенные им в ходе оформления земельного участка расходы подлежат отнесению на заинтересованное лицо, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что платность услуг предусмотрена законом, а отказ в предоставлении земельного участка является правомерным, поскольку из-за отсутствия необходимых инженерно-технических условий (отопления и канализационных сетей) у органа местного самоуправления отсутствовала возможность согласования места размещения объекта.
Указанные выводы суда являются правомерными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением главы Белокалитвинского района от 29.03.2007 г. N 288 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальных услуг в сфере предоставления физическим и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Белокалитвинского района, или государственная собственность на которые не разграничена.
Предоставление муниципальных услуг согласно пункту 15.1 Административного регламента начинается с обращения заявителя в сектор Единого окна администрации Белокалитвинского района с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пунктам 16.4, 16.4.1 и 16.5 Административного регламента отдел архитектуры и градостроительства обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустроительства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов.
Отдел архитектуры и градостроительства также организует проведение процедур согласования с органами и организациями, участвующими в процессе оказания муниципальных услуг, оформляет результаты выбора земельного
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009 n 15АП-8640/2008 по делу n А53-13625/2008-С4-4 По делу о признании незаконными действий органов местного самоуправления по межеванию земельного участка, утверждению проекта границ вновь образованного земельного участка, согласованию материалов межевания и проекта границ вновь образованного земельного участка, а также по постановке на кадастровый учет земельного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также