Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2010 по делу n А53-22176/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-22176/2009

05 февраля 2010 г.                                                                              15АП-12530/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2010 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ломидзе О.Г.

судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.

при участии:

от заявителя: Рохмин В.В., доверенность от 02.02.2010г.;

от заинтересованного лица: Лавронова Е.А., доверенность от 31.12.2009г. №342;

от третьего лица: не явилось, извещено

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью "Новая Финансовая Компания"

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2009 г.  по делу № А53-22176/2009 (судья Тер-Акопян О.С.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новая Финансовая Компания"

к заинтересованному лицу Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области (Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области)

при участии третьего лица ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"

об оспаривании,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Новая Финансовая Компания" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к заинтересованному лицу Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области (далее – управление) с заявлением о признании незаконным действия управления по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Доватора, 154/4, площадью 18 823 кв.м., кадастровый номер 61:44:07 03 03:0042 в размере 97 153 785 рублей 12 копеек.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".

В заявлении общество указало, что до 01.01.2009 г. размер кадастровой стоимости земельного участка с учетом вида разрешенного использования “для эксплуатации производственной базы” составлял 63 520 660 рублей 49 копеек, данный размер был установлен постановлением Администрации Ростовской области от 14.11.2002г. №532. С 01.01.2009г. кадастровая стоимость установлена постановлением  Администрации Ростовской области от 28.04.2008г. №212 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области” и составляет 97 153 785 рублей 12 копеек. Суть заявления сводится к тому, что, согласно позиции заявителя, кадастровая стоимость увеличена в 1,53 раза без надлежащего обоснования.

В отзыве на заявление управление просил в удовлетворении требований общества отказать. Пояснило, что расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков был произведен ФГУП “ФКЦ “Земля” по ЮФО на основании специально разработанной методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра №П/337 от 17.10.2002г.

В отзыве на заявление ФГУП “Федеральный кадастровый центр “Земля” просило в удовлетворении требований заявителя отказать. Пояснило, что требования нормативных актов при проведении государственной кадастровой оценки земель соблюдены. Указывает на то, что источники исходной информации утверждены Протоколом №2 заседания комиссии по рассмотрению вопросов и подготовке сведений, необходимых для проведения государственной кадастровой оценки земель города Ростова-на-Дону от 21 сентября 2007г. и Протоколом №1 заседания областной межведомственной комиссии по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земель от 14 ноября 2007г.

Решением арбитражного суда от 16 ноября 2009г. в удовлетворении  заявленных требований отказано. Суд не усмотрел в действиях заинтересованного лица нарушения законодательства.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В апелляционной жалобе  просит решение суда первой инстанции отменить, требования заявителя удовлетворить. Жалоба мотивирована доводами иска, кроме того, заявитель указывает на то, что третье лицо представило непосредственно перед заседанием суда первой инстанции материалы на 100 листах, суд объявил перерыв для ознакомления с данными материалами с 09.11.2009 до 16.11.2009г., т.е. для ознакомления с материалами заявителю была предоставления только одна неделя, в течение которой заявитель, как следует из решения, не смог осознать весь представленный материал и сформировать свое мнение по поводу соответствия либо несоответствия требованиям нормативных актов кадастровой оценки земельного участка. Заявитель также адресует суду упрек в отклонении ходатайства об отложении рассмотрения дела.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просило оставить решение суда без изменения. Пояснило, что результаты государственной кадастровой оценки земель, как и кадастровая стоимость конкретного земельного участка, не являются налогом, сами по себе налоговый обязанности на налогоплательщика не возлагают, налоговая нагрузка устанавливается в результате принимаемых представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о налоговых ставках. Управление также пояснило, что в силу возложенных на него обязательств не имеет возможности не вносить информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости при наличии такой стоимости. Управление полагает доводы общества необоснованными, общество не указывает, какие именно нормы закона нарушило управление.

В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" просило в удовлетворении жалобы отказать. Пояснило, что действия управления совершены в рамках его компетенции и с соблюдением норм законодательства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления ходатайствовала о замене управления правопреемником, а именно Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, представила подтверждающие правопреемство документы.

Заявитель жалобы поддержал доводы жалобы, указал на недостаточность времени, предоставленного судом первой инстанции для формирования правовой позиции, просил истребовать у ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" математическое обоснование произведенного удаления выбросов.

На вопрос суда, какие именно нормы права нарушены управлением, представитель  общества пояснил суду, что при проверке представленных третьим лицом данных управление нарушило Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России.  Полагает, при проведении оценки ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" источники выбрало однобоко, следовало ориентироваться на сведения ФРС по ценам сделок, а не на цены предложения. Также пояснил, что алгоритм расчета неизвестен, не ясно, как осуществлены выбросы.

Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между обществом и Департаментом имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону на основании распоряжения от 19 августа 2008г. заключен договора купли-продажи земельного участка собственнику строений от 30 сентября 2008г. №12231.

По условиям договора в собственность общества подлежит передаче земельный участок общей площадью 18823 кв.м. с кадастровым номером 61:44:070303:42, расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Доватора, 154/4, для эксплуатации производственной базы .

По подтвержденным материалами дела пояснениям заявителя до 01.01.2009г. размер кадастровой стоимости земельного участка с учетом вида разрешенного использования “для эксплуатации производственной базы” составлял 63 520 660 рублей 49 копеек, данный размер был установлен постановлением Администрации Ростовской области от 14.11.2002г. №532.

Заявитель указывает на то, что постановлением  Администрации Ростовской области от 28.04.2008г. №212 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области” с 01 января2009г. кадастровая земельного участка с кадастровым номером 61:44:070303:42 установлена в размере 97 153 785 рублей 12 копеек.

Из текста искового заявления и апелляционной жалобы следует, что незаконность действий заинтересованного лица заявитель усматривает в том, что, представляя результаты государственной кадастровой оценки земель  населенных пунктов Администрации Ростовской области для целей утверждения, заинтересованное лицо не осуществило должной проверки соблюдения требований к расчету кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, осуществленному третьим лицом.

Основанием для удовлетворения заявления о признании действий управления незаконными согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ является наличие одновременно двух условий: несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращаясь с заявлением о признании действий заинтересованного лица   несоответствующими закону, общество должно указать на нормативно-правовой акт, положения которого нарушаются данными действиями.

Для удовлетворения заявленных требований суд должен установить, какому именно нормативному акту не соответствуют действия управления, какую именно норму права они нарушают.

Невозможность установления такого нормативного акта (положения законодательства) является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований

Анализ материалов дела приводит апелляционный суд к выводу, о том, что положения нормативно-правовых актов при включении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой оценке земельного участка заинтересованным лицом нарушены не были.

Процедура определения кадастровой оценки земельных участков включает в себя ряд последовательных этапов.

Этапы данной процедуры урегулированы, в частности, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 № 316 (далее – Правила), Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания).

Исходя из указанных нормативных актов, основные этапы процедуры определения государственной кадастровой оценки земель могут быть представлены следующим образом:

- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки земель; такое решение должно быть принято с учетом требования п.3 Правил, согласно которым  государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года;

- формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, который осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:

- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;

- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (в настоящий момент – территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).

Методические указания, кроме того,  устанавливают ориентиры для каждого этапа расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Материалы дела позволяют установить, что все указанные этапы и подэтапы процедуры определения государственной кадастровой оценки земель соблюдены, расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя соответствует Методическим указаниям.

Постановлением мэра г.Ростова-на-Дону территориальному отделу №18 по городу Ростову-на-Дону Управления Роснедвижимости по Ростовской области рекомендовано организовать и провести работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель города Ростова-на-Дону – л.д.60.

Управлением Роснедвижимости по Ростовской области (заказчик) и ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель) заключен государственный контракт №2 на выполнение работ по теме “Проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Ростовской области”, по условиям которого заказчик принял на себя обязательство провести кадастровую оценку земельных участков – л.д.97-105.

Во исполнение своих обязанностей по заключенному государственному контракту  ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" представило отчет об определении кадастровой стоимости земельных

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2010 по делу n А53-16225/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также