Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2009 n 15АП-623/2009 по делу n А32-19408/2008-48/229 По делу о признании незаконным отказа административного органа в предоставлении в собственность за плату земельного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2009 г. N 15АП-623/2009
Дело N А32-19408/2008-48/229
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
при участии: от заявителя - Горбатенко С.А. по доверенности от 01.11.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башня"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2008 по делу N А32-19408/2008-48/229
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Башня", г.Краснодар
к Администрации муниципального образования г. Краснодар,
Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар
при участии третьего лица:
Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка за плату,
принятое в составе судьи Садовникова А.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Башня" (далее ООО "Башня") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования г. Краснодар (далее Администрация МО г.Краснодар), Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее ДМСиГЗ администрации г.Краснодара) о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования г.Краснодар в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43: 02 01 034:11, площадью 479 кв. м, расположенного по адресу: г.Краснодар, Западный округ, ул. Красная, д. 169/1, из земель населенных пунктов для эксплуатации кафе, изложенного в письме Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г.Краснодар N 10191.49 от 21.05.2008.
Заявитель просил обязать Администрацию муниципального образования г.Краснодар принять решение о предоставлении ООО "Башня" в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0201034:11, площадью 479 кв. м, расположенного по адресу: г.Краснодар, Западный округ, ул. Красная, д. 169/1 для эксплуатации кафе, подготовить проект договора купли-продажи и направить ООО "Башня" договор купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых протокольным определением суда от 03.12.2008 в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1, л.д. 79)).
Заявленные требования мотивированы тем, что по договору купли-продажи истцом были приобретены в собственность объекты недвижимости, расположенные на земельном участке площадью 479 кв. м с кадастровым номером - 23:43:0201034:11, предоставленном в аренду Гриценко Ю.Н. ДМС и ГЗ администрации г.Краснодар отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату в связи с тем, что спорный объект недвижимого имущества расположен за красной линией застройки на территории общего пользования. Между тем, с момента возведения спорного объекта назначение спорного земельного участка изменилось, земельный участок перестал быть земельным участком общего пользования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2008 в удовлетворении заявления отказано. Решение суда мотивировано тем, что объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Башня" на праве собственности, находятся за красной линией застройки в границах территории общего пользования. Согласно карте градостроительного зонирования территории муниципального образования город Краснодар земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения. Поскольку назначением спорного земельного участка является его использование для государственных или общественных нужд, в силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", данный участок отчуждению не подлежит.
Общество с ограниченной ответственностью "Башня" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2008 в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель указал, что понятие рекреационной зоны содержится в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым не предусмотрены ограничения для отчуждения земельного участка, расположенного в рекреационной зоне. В кадастровом паспорте земельного участка указано, что спорный участок весь отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, в связи с чем, ограничения для приватизации земель рекреационного назначения (статья 94 Земельного кодекса Российской Федерации) к спорному земельному участку не применимы. С момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, земельный участок на котором они расположены, перестал быть территорией общего пользования, так как на нем расположены объекты частной собственности. Возведенное в установленном порядке здание кафе с навесами изменило назначение земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в котором рассмотрение дела оставил на усмотрение суда.
Администрация муниципального образования г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Башня" на праве собственности принадлежат нежилые помещения первого этажа NN1-10 здания литер А общей площадью 136,6 кв. м, навес литер Г1 площадью 89,6 кв. м, навес литер Г площадью 89,6 кв. м, нежилые помещения подвала NN 1-9 здания литер под/А площадью 79,5 кв. м, расположенные по адресу: г.Краснодар, Западный округ, ул. Красная, д. 169/1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.02.2007 серии 23-АВ NN 140635, 140634, 140636, 140637 и выписками из ЕГРП от 19.03.2008 (л.д. 27-34).
Из материалов дела следует, что до приобретения указанных объектов недвижимости ООО "Башня" в собственность по договору купли-продажи от 26.01.2007, собственником имущества являлся Гриценко Ю.Н.
Распоряжением главы муниципального образования г.Краснодар от 15.09.2006 N 3331-р Гриценко Ю.Н. был предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 479 кв. м с кадастровым номером 23:43:02: 01 034:0011 из земель поселений расположенный за красной линией застройки (территория общего пользования) (л.д. 19).
Во исполнение указанного распоряжения главы муниципального образования г.Краснодар между Администрацией МО г.Краснодар (арендодатель) и Гриценко Ю.Н. (арендатор) был заключен договор аренды от 17.11.2006 земельного участка площадью 479 кв. м с кадастровым номером 23:43:02: 01 034:0011, расположенного по адресу: г.Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Красная, 169/1, для эксплуатации зданий и сооружений кафе, включая летние чебуречные (л.д. 13-18). Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 15.09.2006. При передаче земельного участка сторонами оговорено, что земельный участок расположен за красной линией застройки (территория общего пользования), в том числе земельный участок площадью 196 кв. м расположен в охранных зонах инженерных коммуникаций.
Из выписки из ЕГРП от 19.03.2008 N 01/174/2008-080 (л.д. 26) следует, что земельный участок площадью 479 кв. м с кадастровым номером 23:43:02: 01 034:0011, расположенный по адресу: г.Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Красная, 169/1, обременен арендными обязательствами в пользу ООО "Башня" с 18.12.2006 по 15.09.2011.
ООО "Башня" обратилось в Администрацию муниципального образования г.Краснодар с заявлением (вх. N 0214/5269 от 17.04.2008) о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 479 кв. м, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул. Красная, 169/1 (л.д. 41).
По результатам рассмотрения заявления ООО "Башня" Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г.Краснодар письмом N 10191.49 от 21.05.2008 отказал в предоставлении заявителю земельного участка в собственность, т.к. земельный участок расположен на территории общего пользования за красной линией застройки и не подлежит приватизации (л.д. 42).
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий (бездействий) незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент обращения ООО "Башня" с заявлением о предоставлении земельного участка)).
Между тем, по смыслу статей 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации право собственников объектов недвижимости на приватизацию занятого строением земельного участка может быть ограничено федеральным законодательством. В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Из представленных в материалы дела распоряжения главы администрации муниципального образования г.Краснодар от 15.09.2006 N 3331-р (л.д. 19), акта приема-передачи земельного участка от 15.09.2006 (л.д. 23), акта приема передачи нежилого помещения от 01.10.2003 и приложенного к нему ситуационного плана (л.д. 49-50), топографического плана (л.д. 66), карты градостроительного зонирования территории муниципального образования г.Краснодар (л.д. 73) следует, что истребуемый ООО "Башня" земельный участок площадью 479 кв. м с кадастровым номером 23:43:02: 01 034:0011 из земель поселений расположен за красной линией застройки на территории общего пользования в зоне рекреационного назначения.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подробные сооружения.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования последующего освоения и застройки территории городов и других поселений.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2009 n 15АП-581/2009 по делу n А53-9238/2008-С3-13 По делу о признании недействительным договора уступки прав требования.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также