Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу n А32-43269/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-43269/2009

03 марта 2010 г.                                                                                  15АП-748/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2010 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Гуденица Т.Г.

судей Н.Н. Ивановой, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.

при участии:

от ОАО «Зеленокумский элеватор», Новороссийской таможни: не явились, извещены надлежащим образом (почтовые уведомления от 01.02.10 года, 11.02.10 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 23 ноября 2009 года по делу № А32-43269/2009

по заявлению открытого акционерного общества «Зеленокумский элеватор»

к Новороссийской таможне

о признании недействительным решения, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, принятое судьей Бондаренко И.Н.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Зеленокумский элеватор» (далее – ОАО «Зеленокумский элеватор») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне взысканных пошлин в размере 280154,83 руб., обязании возвратить указанные денежные средства.

Решением суда от 23.11.2009 года заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, поскольку подача полной декларации рассматривается как отдельная операция таможенного оформления.

ОАО «Зеленокумский элеватор», Новороссийская таможня, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ОАО «Зеленокумский элеватор» и Новороссийской таможни, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, в период августа-сентября 2008 года ОАО «Зеленокумский элеватор» осуществляло вывоз с территории РФ товара – ячменя и пшеницы. Вывоз оформлялся путем подачи следующих временных таможенных деклараций: №№ 10317100/010908/0001199, 10317100/100908/0001373, 10317100/290908/0001165, 10317100/120908/0001425, 10317100/140808/0000867, 10317100/220808/0001042, при подаче которых обществом были уплачены таможенные платежи в общей сумме 370000 рублей.

В последующем обществом «Зеленокумский элеватор» по указанным выше операциям экспорта были оформлены полные таможенные декларации: №№ 10317100/290908/0001665, 10317100/290908/0001668, 10317100/290908/0001676, 10317100/230908/0001590, 10317100/190908/0001486.

Новороссийской таможней в адрес ОАО «Зеленокумский элеватор» были выставлены требования №№ 253, 254, 255 от 19.03.2009 года об уплате таможенных платежей и пени за подачу полных ГТД в общей сумме 276137,83 руб. (л.д. 23-25).

В связи с отказом общества исполнить требования в добровольном порядке Новороссийская таможня приняла решение №60 от 24.04.2009 года о бесспорном взыскании денежных средств и со счета ОАО «Зеленокумский элеватор» были списаны денежные средства в общей сумме 280154,83 рублей (платежные ордера №67 от 29.04.09 года, №67 от 30.04.09 года – л.д. 29, 30).

В июле 2009 года ОАО «Зеленокумский элеватор» обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате 280154,83 рублей, излишне взысканных при подаче полных ГТД таможенных сборов.

Решением от 27.08.2009 года, выраженным в письме №13-13/24615, Новороссийская таможня отказала обществу в возврате денежных средств, мотивировав тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 года №220 при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.

Считая незаконными действия таможни по отказу в возврате денежных средств в сумме 280154,83 рублей, ОАО «Зеленокумский элеватор» обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (п. 2 ст. 355 ТК РФ). При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 355 ТК РФ).

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 4 ст. 355 ТК РФ).

Статьей 357.10 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением  Правительства РФ от 28.12.2004 №863 определены ставки таможенных сборов.

Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 года №863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (в редакции, действовавшей в период уплаты спорных платежей) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 года №863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 года №ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 года №КАС06-267 указал, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

В соответствии с письмом ФТС России от 25.08.08 года №01-11/34707 «О таможенных сборах за таможенное оформление» при применении периодического временного декларирования российских товаров, установленного ст. 138 ТК РФ, таможенные сборы за таможенное оформление должны уплачиваться только при подаче временной таможенной декларации. Данным письмом указано на неприменение абз. 12 письма ФТС России от 29.12.04 года №01-06/12890 «О таможенных сборах», в части уплаты сборов при применении периодического временного декларирования.

С учетом изложенного установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004г. №863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, а в силу ТК РФ к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Согласно статье 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

С учетом изложенного у Новороссийской таможни отсутствовали правовые основания для повторного взыскания таможенных сборов с общества «Зеленокумский элеватор» при подаче полных таможенных деклараций, а потому таможенные сборы в размере 280154, 83 руб. являются излишне уплаченными и подлежат возврату обществу в силу ст. 355 ТК РФ.

Согласно письму ФТС России от 08.10.2008 года №01-11/41807 возврат суммы таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченные при подаче полных таможенных деклараций подлежит осуществлению только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников ВЭД.

Отказывая в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, Новороссийская таможня необоснованно сослалась на Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 год №220.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 года №220 Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 года №863 дополнено пунктом 7.1, согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы  за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 Постановления при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.

Из материалов дела следует, что декларирование осуществлялось ОАО «Зеленокумский элеватор» до вступления в законную силу положений Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 года №220, а потому оно не подлежит применению в настоящем случае. Постановление вступило в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, т.е. 25.03.2009 года, обратной силы не имеет и не может быть применено к правоотношениям, возникшим до 25.03.2009 года.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не принимает доводы Новороссийской таможни, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Полно и всесторонне исследовав фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, произведя их оценку  с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований к удовлетворению требований ОАО «Зеленокумский элеватор».

Решение суда от 23 ноября 2009 года является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможни отсутствуют.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на Новороссийскую таможню, которая в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты при рассмотрении дел арбитражным судом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 ноября 2009 года по делу №А32-43269/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           Т.Г. Гуденица

Судьи                                                                                             Н.Н. Иванова

Н.В. Шимбарева

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу n А53-21488/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также