Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 n 15АП-8509/2008 по делу n А32-15728/2008-15/206-49/195 По делу о признании права собственности на недвижимое имущество.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2009 г. N 15АП-8509/2008
Дело N А32-15728/2008-15/206-49/195
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
при участии:
от истца: Христюк Л.В. по доверенности от 08.07.2008 23 АВ N 089056,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2008 по делу N А32-15728/2008-15/206-49/195
по иску открытого акционерного общества "Газпром", г. Москва
к обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньгазпром", г. Краснодар
при участии третьего лица Администрация муниципального образования Динской район, ст. Динская
о признании права собственности,
принятое в составе судьи Аваряскина В.В.
установил:
открытое акционерное общество "Газпром" (далее ОАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньгазпром" (далее ООО "Кубаньгазпром") о признании права собственности на гараж на 5 автомобилей Южного узла связи Литер Г13, площадью 134 кв. м, инвентарный номер 102301 и здание проходной Южного узла связи Литер Б, площадью 17,8 кв. м, инвентарный номер 102302, расположеннее по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Мира, 72.
Исковые требования мотивированы тем, что спорные объекты были возведены ГУП "Кубаньгазпром" (правопредшественник ООО "Кубаньгазпром") в 1997 году в соответствии со строительными нормами и правилами, введены в эксплуатацию по актам от 15.10.1997. С 1997 года данные здания эксплуатируются ООО "Кубаньэнерго". Спорные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке, предоставленном по договору аренды сроком на 49 лет. Сведения об отнесении спорных объектов к муниципальной или федеральной собственности в реестрах отсутствуют. Основанием для обращения ОАО "Газпром" с требованиями о признании права собственности в порядке статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации явилось отсутствие необходимых документов для регистрации права собственности на спорные объекты.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2008 в иске отказано. Решение суда мотивировано отсутствием документально подтвержденных необходимых условий для удовлетворения требований о признании права собственности в порядке статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2008 ОАО "Газпром" в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемый судебный акт и удовлетворить исковые требования. Истец указал, что в 1997 году на отведенном под узел связи земельном участке были построены объекты вспомогательного назначения, которые были приняты в эксплуатацию актами рабочей комиссии. Спорный объект был возведен на земельном участке, предоставленном на момент строительства в постоянное (бессрочное) пользование истца. Впоследствии, спорный земельный участок был предоставлен истцу аренду сроком на 49 лет. Производственно-технологический комплекс Южного узла связи входит в единую систему газоснабжения России. Спорные объекты созданы за счет денежных средств истца для себя, с соблюдением действующих норм и правил на земельном участке, предоставленном для этих целей, находятся в хорошем техническом состоянии. Сохранение построек не нарушает чьих-либо прав, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, ОАО "Газпром" в порядке статей 12, 218 ГК РФ просит признать право собственности на спорные объекты. Кроме того, суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В отзыве ООО "Кубаньгазпром" апелляционную жалобу признал, просил решение суда от 31.10.2008 отменить, признать за ОАО "Газпром" право собственности на спорные объекты.
В судебном заседании представитель ОАО "Газпром" апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, просила решение Арбитражного суда Краснодарского края отменить, удовлетворить исковые требования. Дополнительно пояснила, что истец не обращался в органы местного самоуправления для решения вопроса о вводе спорных объектов в эксплуатацию. В регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации права собственности на спорные объекты также не обращался, отказ в регистрации в установленном порядке получен не был.
ООО "Кубаньгазпром" и Администрация муниципального образования Динской район в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Администрация муниципального образования Динской район отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, РАО "Газпром" по договору от 29.08.1993 закрепило за предприятием "Кубаньгазпром" движимое и недвижимое имущество, отраженное на балансе предприятия по состоянию на 01.03.1993, в том числе имущественный комплекс Южного узла связи (т. 1, л.д. 42-45).
Из актов рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию объектов от 15.10.1997 следует, что с августа 1996 года по апрель 1997 года силами стройучастка ТОО КАТС субподрядной организацией Краснодарэлектромонтаж было осуществлено строительство объектов "гараж на 5 автомобилей" и "проходная" расположенных на узле связи в п. Южном. Рабочей комиссии были предъявлены проект, смета, акт сдачи электромонтажных работ, акты скрытых работ. По итогам приемки рабочая комиссия решила принять объекты в эксплуатацию (т. 1, л.д. 15-16, 34).
Приказом предприятия "Кубаньгазпром" от 31.12.2007 N 295 были утверждены акты рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию от 15.10.1997 года (т. 1, л.д. 35).
Постановлением главы Администрации Южно-кубанского сельского округа Динского района краснодарского края от 26.04.1999 N 147-П было подтверждено право пользования Краснодарского производственного управления связи предприятия "Кубаньгазпром" на земельный участок, ориентировочной площадью 0,8765 га по ул. Мира (территория существующего узла связи). Земельный участок предоставлен предприятию "Кубаньгазпром" в аренду сроком на 10 лет (т. 2, л.д. 16-17).
Между поселком Южный (арендодатель) и Краснодарским производственным управлением связи предприятия "Кубаньгазпром" (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка N 557 от 30.06.1999, по условиям которого арендатору сроком на 10 лет был предоставлен земельный участок площадью 0,8765 га по ул. Мира под существующим узлом связи под его реконструкцию (т. 2, л.д. 18-21).
В материалы дела представлен технический паспорт имущественного комплекса "Здание узла связи Южного УС" по состоянию на 06.11.2003, согласно которому, здание проходной Южного УС площадью 17,8 кв. м инвентарный номер 102302 литер Б 1997 года постройки и гараж на 5 автомобилей Южного УС площадью 134 кв. м инвентарный номер 102301 литер Г13 1997 года постройки входят в состав имущественного комплекса Южного узла связи. В техническом паспорте указано, что данные объекты имеют производственное назначение (т. 1, л.д. 48-77).
Постановлением главы местного самоуправления Динского района от 12.04.2005 N 209, в редакции постановлений главы местного самоуправления Динского района от 28.06.2005 N 393, от 10.10.2005 N 617 договор аренды земельного участка от 30.06.1999 признан утратившим силу. ОАО "Газпром" в аренду сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок, площадью 8804 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Мира, 72 для размещения узла связи (т. 1, л.д. 24-26).
Согласно условиям договора аренды земельного участка от 12.09.2005 ОАО "Газпром" в аренду сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок площадью 8804 кв. м, с кадастровым номером 23:07:03 01 011:0049 расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Мира, 72 для размещения узла связи (т. 1, л.д. 17-23).
Между Комитетом имущественных и земельных отношений Динского района (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) было заключено соглашение от 31.12.2005 о расторжении договора аренды от 30.06.1999 (т. 2, л.д. 22).
Согласно информации из реестра федерального имущества от 23.04.2008 N 04-10/4720 (т. 1, л.д. 40-41) и сведениям из реестра муниципальной собственности от 21.04.2008 N 1003 здание проходной узла связи Южного УС и гараж Южного УС в реестре федеральной собственности и реестре муниципальной собственности муниципального образования Динской район не значатся.
В силу части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданные объекты недвижимости возникает на основании совокупности юридических фактов: для строительства объекта в установленном порядке должен быть отведен земельный участок; получено разрешение на строительство, за исключением случаев, когда такого разрешения не требуется; при возведении объекта соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные нормы.
В силу требований статьи 28 Земельного кодекса РСФСР 1991 года (в редакции от 24.12.1993), действовавшего в период возведения спорого объекта, предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей. Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно - изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.
Согласно перечню документов, утвержденных Постановлением Главы администрации Краснодарского края N 208 от 10.06.1993 "Об утверждении Положения о порядке приемки законченных строительством объектов на территории Краснодарского края" (действовавшему на момент приемки спорного объекта в 1997 году) - заказчик должен представить государственным приемочным комиссиям документы об отводе земельных участков, разрешение на производство строительно-монтажных работ.
В силу пунктов 7, 8, 9 Постановления Главы администрации Краснодарского края N 208 от 10.06.1993 "Об утверждении Положения о порядке приемки законченных строительством объектов на территории Краснодарского края" заказчик письменно извещает о предстоящих работах по приемке объекта местные органы Госархстройнадзора России и другие органы, которые должны осуществлять надзор за его строительством и эксплуатацией. Органы надзора в течение 15 дней после письменного обращения заказчика представляют ему свои заключения о соответствии объекта действующему законодательству, санитарным, экологическим и строительным нормам, правилам и стандартам. При этом органы Госархстройнадзора России дают свои заключения после получения заказчиком заключений других органов государственного надзора. Формы заключений устанавливаются соответствующими органами надзора. Заказчик производит приемку объекта на основе документов органов государственного надзора и исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам, стандартам и результатам технического и авторского надзора, обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений.
Между тем, в актах приемки законченного строительством объекта рабочей комиссией от 15.10.1997 отсутствуют сведения о предоставлении комиссии документов, свидетельствующих о том, спорный объект возведен на земельном участке, отведенном для этих целей в соответствии с законом, на основании разрешения на производство строительно - монтажных работ. Истец не представил доказательства уведомления контролирующих органов (приложение N 1 Постановления Главы администрации Краснодарского края N 208 от 10.06.1993 "Об утверждении Положения о порядке приемки законченных строительством объектов на территории Краснодарского края") о вводе в эксплуатацию спорных объектов, получение положительных заключений данных контролирующих органов на спорные объекты.
В силу пункта 13 Постановления Главы администрации Краснодарского края N 208 от 10.06.1993 "Об утверждении Положения о порядке приемки законченных строительством объектов на территории Краснодарского края" факт ввода в действие объекта регистрируется заказчиком (инвестором, пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
В материалах дела отсутствуют доказательства регистрации факта ввода в действие спорных объектов в местных органах исполнительной власти, а также утверждения актов рабочей комиссии от 15.10.1997 уполномоченным органом местного самоуправления.
Таким образом, доказательства ввода спорных объектов в эксплуатацию, в установленном законом порядке, суду не представлены.
В силу требования пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Обязательное требование получения разрешения на строительстве содержалось также в Федеральном законе от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", в пункте 1 статье 11 Закона Российской
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 n 15АП-8248/2008 по делу n А53-10124/2008-С3-13 По делу о взыскании задолженности по договору поставки.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также