Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 n 15АП-10411/2010 по делу n А53-6844/2010 По делу об обязании восстановить на лицевом счете запись.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2010 г. N 15АП-10411/2010
Дело N А53-6844/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ехлаковой С.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: представитель не явился
от ответчика: Гаврилова Г.В., паспорт, доверенность 27.11.2009
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.08.2010 по делу N А53-6844/2010
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЮжТранс"
к ответчику открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение
об обязании восстановить на лицевом счете запись на сумму 224 243,84 руб.
принятое в составе судьи Брагиной О.М.,
установил:
ООО "ЮжТранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала "СевероКавказская железная дорога" (далее - ответчик) об обязании восстановить на лицевом счете запись на сумму 224 243 руб. 84 коп.
Решением Арбитражный суд Ростовской области 03.08.2010 обязал открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" восстановить на лицевом счете общества с ограниченной ответственностью "ЮжТранс" в технологическом центре по обработке перевозочных документов Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", необоснованно списанную сумму в размере 224 243 руб. 84 коп.
Суд исходил из невозможности применения к правоотношениям сторон Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12. Суд указал на отсутствие оснований для начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащих перевозчику, по статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", поскольку договором от 27.10.2008 N 108/9 и соглашением от 27.10.2008 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге, во время нахождения их на путях общего пользования и не определен размер такой платы. В решении суд также сослался на то, что ни Уставом железнодорожного транспорта, ни договором между сторонами не предусмотрено право перевозчика на безакцептное списание с лицевого счета клиента в ТехПД денежных сумм.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом не дана оценка договорам, заключенным ООО "ЮжТранс" (заказчик) с контрагентами ЗАО "Спецэнерготранс" (исполнитель) договор N ТВ/09/05-37/ЮТ-45 на организацию перевозок от 05.05.2009 г., ОАО "Первая грузовая компания" (исполнитель) договор оперирования N ДД\ФРст\ОУМ-87 0\9\ЮТ-38 от 27.04.2009 г. Возражения истца при подписании актов общей формы являются объяснением причин нахождения вагонов, прибывших в его адрес, на станционных путях и не могут быть приняты за нежелание оплачивать данную услугу.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в жалобе. В судебном заседании заявитель пояснил, что плата за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта не взимается только за время нахождения вагонов в местах необщего пользования, во всех остальных случаях плата должна быть внесена. Тарифным руководством N 2 регулируются как правила платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, так и правила взыскания соответствующей платы за пользование вагонами, за время нахождения данных вагонов, не принадлежащих перевозчику, в ожидании подачи или приема их по вине грузоотправителя и грузополучателя, что не противоречит статье 39 Устава железнодорожного транспорта. Факт принадлежности вагонов к инвентарному парку железных дорог или к парку какого-либо предприятия не влияет на взыскание платы за пользование вагонами. Железная дорога в жалобе также указывает на то, что суд в решении неправомерно указал на отсутствие права у перевозчика списывать денежные средства с лицевого счета общества в ТехПД. Право на безакцептное списание сумм, причитающихся железной дороге, предусмотрено пунктом 3.1 договора на организацию расчетов N 608/02-09 от 25.02.09, заключенного между сторонами.
Представитель истца в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "ЮжТранс" (клиентом) заключен договор на организацию расчетов N 608/02-09ЮТ16/1 от 25.02.2009 г., которым регулируются взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "Российские железные дороги" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Во исполнении условий данного договора истцом в технологическом центре по обработке перевозочных документов открыт лицевой счет и сформированы денежные средства для расчетов за перевозку грузов.
В ноябре 2009 г. в адрес ООО "ЮжТранс", его контрагентами - ОАО "Первая грузовая компания" и ЗАО "Спецэнерготранс", на основании заявок истца, подавались порожние (собственные и арендованные) вагоны под погрузку. Однако, в нарушение согласованных сторонами заявок, ОАО "Первая грузовая компания" и ЗАО "Спецэнерготранс" подавали вагоны в адрес истца со значительным превышением количества согласованных вагонов. Указанные вагоны с момента их прибытия находились на путях общего пользования станции Чапаевка Ростовской Северо-Кавказской железной дороги.
ОАО "Российские железные дороги" составлены акты общей формы N 491 от 21.11.2009 г., N 492 от 21.11.2009 г. и N 493 от 30.11.2009 г., которые подписаны полномочным представителем ООО "ЮжТранс" с замечаниями. На основании этих актов ответчиком были составлены накопительные ведомости, в которых рассчитана плата за пользование вагонами по коду "131" в общей сумме 279 730 руб. 32 коп. и выставлена счет-фактура N 0000010000000640/0000194749 от 05.12.2009 г. ООО "ЮжТранс" частично приняло к учету указанную сумму, в размере 55.486 руб. 48 коп., но ОАО "Российские железные дороги" в безакцептном порядке списало со счета лицевого истца в технологическом центре по обработке перевозочных документов всю сумму в размере 279730 руб. 32 коп.
Считая, что действия ответчика по списанию денежной суммы в размере 224 243 руб. 84 коп. являются необоснованными, поскольку размер подачи порожних вагонов приватного под погрузку угля завышен собственниками вагонов, а акты общей формы составлены значительно позже указанной в них даты, ООО "ЮжТранс" направило ОАО "Российские железные дороги" претензию от 24.12.2009 г., N 07-1/494, с требованием возместить излишне списанную денежную сумму, однако ответчик отклонил данную претензию, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Считая, что железная дорога необоснованно списала со счета общества в ТехПД денежную сумму в виде платы за пользование вагонами в размере 224 243 руб. 84 коп., не принадлежащими железной дороге на путях общего пользования в связи с занятостью фронтов разгрузки, так как размер данной платы соглашением сторон не установлен, что не соответствует статье 39 Устава железнодорожного транспорта, истец предъявил ответчику настоящий иск об обязании восстановить на лицевом счете общества спорную сумму.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, могла быть списана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4387/10 и от 10.03.2009 N 14391/08.
Установив, что в материалы дела не представлены доказательства принадлежности вагонов железной дороге на праве собственности или ином праве, а также наличия соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге (договором от 27.10.08 N 108/9 и соглашением от 27.10.08 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге, во время нахождения их на путях общего пользования и не определен размер такой платы), суд обоснованно удовлетворил иск, указав на невозможность применения в данном случае Тарифного руководства N 2, и правильно применил статью 39 Устава железнодорожного транспорта.
Вывод суда о том, что дорога не вправе в безакцептном порядке списывать со счета общества причитающиеся перевозчику платежи, не мог привести к неправильному судебному акту ввиду следующего.
Проанализировав условия договора на организацию расчетов N 608/02-09/ЮТ16/1 от 25.02.2009, заключенного между сторонами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что пунктом 3.1 договора предусмотрено право перевозчика списывать денежные средства причитающиеся ОАО "РЖД" с лицевого счета общества в ТехПД, что предполагает право на правомерное безакцептное списание.
При этом, следует учитывать, что в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через ТехПД и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 n 15АП-10408/2010 по делу n А53-3746/2010 По делу о взыскании неосновательного обогащения по муниципальному контракту.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также