Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 n 15АП-10245/2010 по делу n А53-6975/2010 По делу о признании незаконным отказа в согласовании договоров аренды земельных участков и об обязании согласовать указанные договоры и передать их в уполномоченный орган в согласованном виде.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2010 г. N 15АП-10245/2010
Дело N А53-6975/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Глазуновой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
от заявителя: представителей Гришина Р.В. по доверенности от 09.04.2010, Горюнова А.А. по доверенности от 09.04.2010,
от заинтересованных лиц:
от МИЗО Ростовской области: представителя Гаммовой Л.И. по доверенности N 19/1 от 11.01.2010,
от ДИЗО г. Ростова-на-Дону: представителя Кочерга Е.М. по доверенности N ИЗ-13040/5 от 25.05.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15 июля 2010 года по делу N А53-6975/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фармацевт Плюс"
к заинтересованным лицам: Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
при участии третьего лица: муниципального учреждения "Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону"
о признании незаконным отказа в согласовании договоров аренды земельных участков и об обязании согласовать договоры,
принятое в составе судьи Бондарь Т.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фармацевт Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - Министерство) с требованиями:
- признать незаконным отказ Министерства в согласовании договора аренды земельного участка площадью 511 кв. м (кадастровый номер 61:44:00 00 00:0914) и договора аренды земельного участка площадью 133 кв. м (кадастровый номер 61:44:01 04 18:0038), расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 14;
- обязать Министерство согласовать указанные договоры и передать их в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) в согласованном виде (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования - л.д. 121 том 1).
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУ "Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону" (далее - департамент архитектуры).
Заявленные требования мотивированы необоснованным, по мнению заявителя, отказом Министерства согласовать подписанные между департаментом и обществом договоры аренды земельных участков.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2010 требования общества о признании незаконным отказа Министерства в согласовании подписанных договоров аренды земельных участков и обязании Министерства согласовать договоры аренды удовлетворены.
Суд признал отказ министерства согласовать проекты договоров аренды необоснованным, указал, что раздел ранее согласованного обществу для строительства аптеки земельного участка площадью 644 кв. м на два самостоятельных не препятствует предоставлению их в аренду.
Министерство обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить.
В обоснование жалобы Министерство указало следующее:
- акт выбора земельного участка для строительства обществу оформлен без предварительного публичного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;
- обществом не представлены доказательства о продлении трехгодичного срока действия разрешительной документации;
- отсутствуют доказательства предварительного согласования места размещения аптеки в отношении земельных участков с кадастровым номером 61:44:00 00 00:0914 площадью 511 кв. м и с кадастровым номером 61:44:01 04 18:0038 площадью 133 кв. м. Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону N 793 от 08.06.2005 утвержден акт выбора земельного участка площадью 644 кв. м
- один из испрашиваемых земельных участков расположен за красной линией, а часть другого составляет охранная зона инженерных коммуникаций.
Общество и департамент в отзывах указали на необоснованность доводов апелляционной жалобы Министерства, просили решение оставить без изменения. Департамент указал, что при соблюдении процедуры предоставления обществу земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта влечет за собой возмещение понесенных обществом убытков.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители департамента и общества просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Департамент архитектуры не обеспечил явку в судебное заседание своего представителя, будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Ростова-на-Дону N 793 от 08.06.2005 обществу предварительно сроком на три года согласовано место размещения аптеки на земельном участке площадью 0,0644 га по пр. Космонавтов г. Ростова-на-Дону и разрешено проведение проектно-изыскательских работ. Акт выбора земельного участка подписан 07.07.2004 (л.д. 8 - 11 том 1).
В газете "Ростов официальный" от 31.03.2004 N 13 (488) опубликована информация о проведении конкурса на право заключения договора аренды земельного участка площадью 0,0644 га по пр. Космонавтов, 14, г. Ростова-на-Дону для проектирования и строительства аптеки ориентировочной площадью застройки 0,0181 га (л.д. 55 том 2).
На конкурс по предоставлению права застройки земельного участка была представлена одна заявка - от ООО "Фармацевт Плюс", в связи с чем, протоколом заседания конкурсной комиссии от 20.12.2004 конкурс признан несостоявшимся и право застройки земельного участка предоставлено единственному заявителю (л.д. 9 - 10 том 1).
Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону N 418 от 30.04.2008 принято решение о предоставлении обществу в аренду сроком на три года земельного участка площадью 0,0511 га с кадастровым номером 61:44:00 00 00:0914 и земельного участка площадью 0,0133 га с кадастровым номером 61:44:01 04 18:0038 по адресу: пр. Космонавтов, 14 (л.д. 14 том 1). В постановлении указано, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:00 00 00:0914 площадью 0,0511 га предоставлен для строительства аптеки и что часть этого земельного участка площадью 0,0047 га находится в охранной зоне инженерных коммуникаций; земельный участок с кадастровым номером 61:44:01 04 18:0038 га находится за красной линией и предоставлен на время проведения строительных работ для организации строительной площадки.
На основании указанного постановления департамент и общество подписали проекты договоров аренды земельных участков, которые были направлены в Министерство для согласования.
Министерство в письме от 13.08.2008 N 19/6782 сообщило департаменту о возвращении договоров без согласования с указанием на то, что актом выбора земельного участка обществу согласовано размещение объекта на земельном участке площадью 0,0644 га, тогда как для согласования представлены договоры аренды двух земельных участков: площадью 0,0511 га для строительства аптеки и площадью 0,0133 га за красной линией для проведения строительных работ для организации строительной площадки (л.д. 27 том 1).
В письме от 08.04.2010 N ИЗ-9233/6 департамент сообщил обществу об отказе Министерства согласовать проекты договоров аренды земельных участков (л.д. 30 том 1).
На повторное обращение департамента о согласовании проектов договоров аренды Министерство письмом от 10.03.2010 N 19/2391 возвратило их без согласования со ссылкой на ранее направленный отказ от 13.08.2008 N 19/6782 (л.д. 29 том 1).
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в суд с заявлением об обжаловании действий Министерства и обязании согласовать проекты договоров аренды земельных участков.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, Федеральный закон от 25.10.2001 N 37-ФЗ предоставляет субъектам Российской Федерации возможность определения порядка распоряжения землями в административных центрах, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
Согласно Областному закону Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "город Ростов-на-Дону", осуществляют областные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления данного муниципального образования в пределах полномочий, установленных указанным Областным законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (статья 7.1).
Статьей 7.2 Областного закона к полномочиям администрации Ростовской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "город Ростов-на-Дону", отнесено, в частности, определение специального областного органа исполнительной власти по распоряжению указанными земельными участками и установление порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению указанными земельными участками.
Специальный областной орган исполнительной власти по распоряжению земельными участками, уполномоченный администрацией Ростовской области, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа "город Ростов-на-Дону", согласовывает проекты договоров аренды указанных земельных участков (статья 7.3 Областного закона).
Постановлением администрации Ростовской области от 01.03.2007 N 77 утвержден Порядок осуществления специальным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "город Ростов-на-Дону". В пунктах 1.1, 4.1 и 4.2 Порядка закреплено, что Министерство согласовывает проекты договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, средства от аренды (продажи права аренды) которых согласно установленным нормативам поступают в областной бюджет.
По условиям проектов договоров аренды земельных участков (пункт 3.2) арендная плата подлежит перечислению на счет министерства в Управление Федерального казначейства по Ростовской области. Таким образом, проекты договоров аренды подлежали обязательному согласованию с министерством.
Министерство не согласовало проекты договоров аренды, мотивировав отказ тем, что актом выбора земельного участка обществу согласовано размещение объекта на земельном участке площадью 0,0644 га, тогда как для согласования в министерство представлены договоры аренды двух земельных участков: площадью 0,0511 га для строительства аптеки и площадью 0,0133 га за красной линией для проведения строительных работ для организации строительной площадки.
Отказ областного органа исполнительной власти по распоряжению земельными участками (в том числе и спорными участками) в согласовании договоров аренды, исключает право департамента на осуществление каких-либо иных действий, связанных с оформлением договоров аренды участков с кадастровыми номерами 61:44:00 00 00:0914 и 61:44:01 04 18:0038. Поскольку действия департамента, выполняющего функции по оформлению проектов договоров (пункт 4.1 Порядка), по существу обусловлены позицией областного органа исполнительной власти по распоряжению земельными участками по вопросу о согласовании проектов этих договоров, отказ министерства в согласовании проектов договоров нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ Министерства в согласовании подписанных между департаментом и обществом договоров аренды земельных участков по причине предоставления на согласование двух договоров аренды, является необоснованным.
Как следует из материалов дела, при выполнении работ по формированию предварительно согласованного под строительство аптеки земельного участка (исходя из данных кадастрового плана N 448/07-1488 от 16.04.2007) было установлено, что часть земельного участка площадью 0,0133 га расположена за красной линией.
Необходимость отдельного формирования
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 n 15АП-10244/2010 по делу n А53-6187/2010 По делу о взыскании задолженности по поставке товара ненадлежащего качества.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также