Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 n 15АП-9977/2010 по делу n А32-5510/2009-67/94 По делу о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2010 г. N 15АП-9977/2010
Дело N А32-5510/2009-67/94
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования города-курорта Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2010 по делу N А32-5510/2009-67/94 (судья Мазурова Н.С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ермак" к Администрации муниципального образования города-курорта Геленджик о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены (уведомления N 34400229508726, 34400229508733),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ермак" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрация муниципального образования города-курорта Геленджик (далее Администрация) о признании незаконным ее бездействия по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 757 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Пограничная 4, и принадлежащего обществу согласно Государственному акту КК-2 N 408000316 от 17.04.1995, об обязании администрации утвердить и выдать схему расположения принадлежащего обществу земельного участка площадью 757 кв. м на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, и сообщить суду об исполнении решения (с учетом изменения заявленных требований, принятого определением от 21.04.2009).
Заявленные требования мотивированы тем, что общество, обладая спорным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, обратилось в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чего администрацией сделано не было. Отсутствие названной схемы лишает общество возможности выполнить требования ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Решением суда от 12.07.2010 признано не соответствующим законодательству Российской Федерации бездействие администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по утверждению и выдаче на основании заявления от 15.01.2009 обществу с ограниченной ответственностью "Ермак" схемы расположения земельного участка площадью 757 кв. м, находящегося по адресу: г. Геленджик, ул. Пограничная, 4, в постоянном (бессрочном) пользовании общества, на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории. Суд обязал администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик устранить допущенное нарушение законодательства Российской Федерации и прав ООО "Ермак" путем утверждения и выдачи ему схемы расположения земельного участка площадью 757 кв. м, находящегося по адресу: г. Геленджик, ул. Пограничная, 4, на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. С администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в пользу ООО "Ермак" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей; судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) руб. 00 коп.
Решение мотивировано тем, что перечень документов, обязательных к предоставлению для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не установлен. Поскольку общество имеет право на переоформление права бессрочного пользования земельным участком в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ, а судебными актами по делу N А32-16827/2009-73/355 указано на то, что при несформированности в кадастровом отношении земельного участка, фактически используемого обществом, и без определения на местности его границ невозможно достоверно установить наложения смежных участков друг на друга, бездействие администрации не соответствует закону.
Администрация муниципального образования города-курорта Геленджик обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение от 12.07.2010 отменить, в заявлении отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. В течение длительного времени заявитель не предпринял никаких мер для постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, фактически заявителем используется участок меньшей площади. Часть участка, обязанность изготовления и выдачи заявителю схемы расположения которого, была возложена на администрацию, вошла в границы земельного участка, закрепленного за многоквартирным жилым домом по улице Пограничной, 8 в г. Геленджике. Поскольку местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования, то невозможно утвердить и выдать ООО "Ермак" схему расположения земельного участка площадью 757 кв. м, что подтверждается выкопировкой из ситуационного плана, судебными актами по делу N а32-16827/2009-73/366.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение оставить в силе, указывает, что право на земельный участок площадью 757 кв. м является юридически действительным согласно Государственному акту КК-2 N 408000316 от 17.04.1995, поэтому у общества существует право и обязанность переоформить право на весь земельный участок, а не только на его часть, необходимую для эксплуатации объекта недвижимости. Ссылка администрации, что местоположение границ участка определяется с учетом фактического землепользования неправомерна. Чертеж границ имеется в Государственном акте, а утверждение об использования участка меньшей площади не доказано. Постановлением пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу N А32-16827/2009-73/355, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, общество отказано в иске к администрации о признании недействительным постановления N 396 от 24.12.2009 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу г. Геленджик, ул. Пограничная, 8. Отказ мотивирован тем, что отсутствие описания границ земельного участка, принадлежащего обществу, не позволяет определить участок на местности и достоверно установить факт наложения границ с соседним участком. Действующее законодательство не предусматривает в качестве обоснования бездействия по невыдаче схемы расположения земельного участка возможную передачу его части третьему лицу. Неправомерность бездействия администрации в аналогичной ситуации подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС СКО от 08.05.2009 по делу N А32-18868/2008).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о дате, месте, времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации г. Геленджика от 17.04.1995 N 617, товариществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирме "Ермак" (предыдущее наименование заявителя) был выдан Государственный акт КК-2 N 408000316 на право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 757 кв. м, расположенным по адресу: г. Геленджик, ул. Пограничная, 4, предназначенным для размещения магазина, принадлежащего товариществу на праве собственности.
Общество, желая воспользоваться своим правом, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", заключило договор N 111-103 от 24.04.2008 для проведения межевых работ со специализированной организацией - ГУП Краснодарского края "Геленджикский земельный центр".
Письмом от 10.10.2008 N 408 ГУП КК "Геленджикский земельный центр" сообщило ООО "Ермак" о том, что в результате проведенных работ по установлению границ земельного участка, занятого магазином по ул. Пограничной, 4 в г. Геленджике установлено, что границы смежного земельного участка по ул. Пограничной, 8 установлены и согласованы с накладкой на участок по ул. Пограничная. 4.
ООО "Ермак" обратилось к администрации с требованием исх. N 05/25 от 22.10.2008 о корректировке границ смежного участка.
Письмом от 19.12.2008 N 110-9131/08-35/07 администрацией в корректировке границ отказано. Отказ мотивирован тем, что администрацией подготовлен проект границ земельного участка по ул. Пограничная, 8. Учесть границы земельного участка принадлежащего ООО "Ермак" при изготовлении проекта не представлялось возможным, поскольку сведения о нем отсутствуют в ГКЗ, и восстановление прежних границ земельного участка по ул. Пограничной, 4 невозможно.
15.01.2009 ООО "Ермак" обратилось с заявлением исх. N 05/32 в администрацию г. Геленджик об утверждении и выдаче ООО "Ермак" схемы границ расположения земельного участка площадью 757 кв. м согласно государственному акту КК-2 N 408000316 от 17.04.1995 г.
Письмом от 12.02.2009 N 110-15-1023/09-34-07 заявителю сообщено о том, что ранее письмом от 19.12.1008 ему был разъяснен порядок оформления документов на указанный земельный участок. Корректировка границ земельных участков может быть осуществлена по взаимному согласию землепользователей, так как данная корректировка повлечет за собой изменение площади и конфигурации этих участков.
Полагая, что бездействие администрации является незаконным и препятствует исполнению обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 13 статьи 3 Закона N 137-ФЗ определено, что переоформление права на земельный участок включает в себя подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса РФ, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 этой статьи; принятие решения органом, уполномоченным на распоряжение участком, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельные участки юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица в месячный срок со дня поступления такого заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом действующим законодательством перечень документов, обязательных к предоставлению заинтересованным лицом для утверждения и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не установлен.
В силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В свидетельстве о праве бессрочного пользования точные границы предоставленного обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка не определены, плана земельного участка как неотъемлемого приложения к свидетельству о праве бессрочного пользования не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждается внесением сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости.
До введения в действие Федерального закона "О землеустройстве" N 78-ФЗ, то есть до 23.06.2001, правовым средством индивидуализации земельных участков как объектов права собственности и иных прав землепользователей, являлось описание границ земельных участков.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 n 15АП-9908/2010 по делу n А53-15136/2010 По требованию об отказе в принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства ответчика на сумму основного долга.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также