Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 n 15АП-9016/2010 по делу n А53-11259/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные законом сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выброса, расположенных на территории промышленной площадки общества).Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2010 г. N 15АП-9016/2010
Дело N А53-11259/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Дмитриева Г.А. по доверенности от 17.08.2010 г.,
от заинтересованного лица: до перерыва - не явился, извещен надлежащим образом, после перерыва - ведущий специалист-эксперт Попов Д.А., по доверенности от 26.03.2010 г. N 01-02/18, ведущий специалист-эксперт Кочетова Е.Е. по доверенности от 28.06.2010 г., начальник отдела экологического контроля Рыбянец С.Н. по доверенности от 28.06.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ростовский-на-Дону завод "Рубин"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.06.2010 г. по делу N А53-11259/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Ростовский-на-Дону завод "Рубин"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
принятое в составе судьи Борозинца А.М.,
установил:
открытое акционерное общество "Ростовский-на-Дону завод "Рубин" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления от 19.05.2010 г. N 6-16-670/10 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 28.06.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения и отсутствием процессуальных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Ростовский-на-Дону завод "Рубин" обжаловало в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что на территории общества не имеется объектов, подпадающих под федеральный экологический контроль, в связи с чем Управление Росприроднадзора по Ростовской области при проверке общества и вынесении постановления превысило свои полномочия; с актом проверки не ознакомлен генеральный директор общества; Управлением при проверке допущены нарушения Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г., в связи с чем полученные в результате проверки доказательства являются недопустимыми, представитель общества Кушин, явившийся на составление протокола, не был допущен к участию в его составлении, что нарушило права общества, показания свидетелей, положенные судом в основу решения, по мнению заявителя жалобы, не могут быть использованы, так как содержат в себе не сведения о фактах, а неподтвержденные предположения, вывод суда о наличии в деянии общества состава правонарушения является ошибочным, так как негативное воздействие на окружающую среду от деятельности завода не доказано.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на наличие в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, наличие у Управления полномочий на осуществление проверки общества, подтверждающееся Приказом Министерства природных ресурсов от 06.08.2010 г. N 310, отсутствие процессуальных нарушений со стороны Управления (явку на составление протокола представителя с ненадлежащее оформленной доверенностью).
В заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 13.09.2010 г. до 20.09.2010 г. После перерыва заседание продолжено.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 25.02.2010 г. N 44-р Управлением Росприроднадзора по Ростовской области проведена плановая проверка деятельности ОАО "Ростовский-на-Дону завод "Рубин" по вопросу соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды.
В ходе проверки установлено, что обществом не вносится в установленные законом сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду: не внесена плата за 1, 2, 3 и 4 квартал 2009 года за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выброса, расположенных на территории промышленной площадки общества.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 16.03.2010 г. N 04-670/10, в отношении ОАО "Ростовский-на-Дону завод "Рубин" составлен протокол N 16-670/10 от 15.04.2010 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Ростовской области от 19.05.2010 г. N 6-16-670/10 общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ, и вины общества в его совершении.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Судом установлено и из материалов дела следует, что общество "Ростовский-на-Дону завод "Рубин" осуществляет негативное воздействие на окружающую природную среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (в количестве 49 единиц), расположенных на территории промышленной площадки общества по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Театральный, 83, а также от 23 единиц автотранспорта.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия относится размещение отходов производства и потребления. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", сохраняющим силу в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. N 284-О в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов (пункт 1 Порядка). Названным Постановлением установлены также базовые нормативы исчисления соответствующей платы для различных категорий загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" на указанную службу возложены функции по осуществлению нормативного правового регулирования по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (зарегистрированным в Минюсте РФ 17.07.2006 г. N 8077) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал.
Материалами дела подтверждается и заявителем признается, что положения приведенных выше нормативных актов обществом "Ростовский-на-Дону завод "Рубин" надлежащим образом не исполнены: обществом произведен и представлен в уполномоченный орган (МТУ Ростехнадзора по ЮФО) расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1, 2, 3, 4 квартал 2009 г., однако в установленные Приказом Ростехнадзора N 557 сроки данная плата в бюджет не внесена.
При таких обстоятельствах вывод суда о доказанности совершения ОАО "Ростовский-на-Дону завод "Рубин" вменяемого ему правонарушения (невнесение платы за II - IV кварталы 2009 г.) признается апелляционной инстанцией обоснованным.
Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие обществом необходимых и достаточных мер к соблюдению приведенных выше норм законодательства РФ о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы общества о том, что оказываемое им воздействие на окружающую среду не является негативным (и как, следствие, об отсутствии у общества обязанности производить плату за вредное воздействие на окружающую среду), противоречат материалам дела, в том числе производимым обществом расчетам платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, содержащим количественные показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в результате деятельности общества (л.д. 103 - 105, 121 - 123, 138 - 140, 149 - 151 т. 1), в связи с чем подлежат отклонению как необоснованные.
Ссылка общества на то, что Управление Росприроднадзора по Ростовской области не является органом, уполномоченным на проверку деятельности ОАО "Ростовский-на-Дону завод "Рубин" и привлечение общества к административной ответственности, является ошибочной и подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 23.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьям 6, 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 г. N 53, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 777.
Таким образом, Управление Росприроднадзора правомочно осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенном лицом при эксплуатации объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.08.2010 г. N 310 утвержден Перечень объектов хозяйственной и иной деятельности на территории Ростовской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в число которых включено ОАО "Ростовский-на-Дону завод "Рубин". Доказательств того, что на момент производимой Управлением проверки общества объекты, расположенные на территории общества, имели иной статус (отличный от объектов федерального государственного экологического контроля), материалы дела не содержат. В этой связи оснований для вывода о том, что Управление Росприроднадзора при вынесении оспариваемого обществом постановления вышло за пределы своих полномочий, у апелляционного суда не имеется.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено: о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Доводы общества о том, что акт проверки не вручен представителю общества, не свидетельствуют о нарушении Управлением Росприроднадзора требований КоАП РФ и не является основанием к отмене постановления административного органа. Материалы дела свидетельствуют, что от подписи акта проверки директор общества отказался, что зафиксировано в тексте акта подписью проверяющего лица (л.д. 27 т. 2), акт от 16.03.2010 г. направлен обществу почтой (что не противоречит требованиям административного законодательства), и вручен представителю общества 23.03.2010 г. (л.д. 22 т. 2).
Ссылка общества на нарушение Управлением требований Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", влекущее невозможность принятия результатов проверки в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, является ошибочной и подлежит отклонению.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора),
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 n 15АП-8912/2010 по делу n А53-3402/2010 По делу о признании недействительным договора подряда (основное требование). По делу о применении реституции в качестве последствий недействительности договора подряда и возврата сторон в первоначальное положение путем взыскания с учреждения стоимости выполненных работ и процентов за пользование чужими денежными средствами (встречное требование).Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также