Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу n А53-20802/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-20802/2007-С2-41

29 апреля 2008 г.                                                                                15АП-1985/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2008 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.

при участии:

от заявителя: представитель Яшков Игорь Николаевич по доверенности от 09.01.2008 г.,

от заинтересованного лица: заместитель начальника МУ «Государственно-правовой отдел администрации Милютинского района» Ступак Елена Эдуардовна по доверенности от 07.12.2007 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газ-Транс» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2008г. по делу № А53-20802/2007-С2-41 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газ-Транс» к заинтересованному лицу Администрации Милютинского района о признании незаконным бездействия, обязании выделить земельный участок, принятое в составе судьи Авдеева В.Н.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газ-Транс»  обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации Милютинского района о признании незаконными действий администрации при рассмотрении вопроса о выделении земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством РФ, а также обязании администрации выделить обществу «Газ-Транс» земельный участок по адресу: Ростовская область, Милютинский район, х. Старо-Кузнецов, ул. Центральная, 2.

Решением суда от 21.02.2008 г. заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие администрации Милютинского района Ростовской области при рассмотрении вопроса о выделении земельного участка ООО «Газ-Транс» под строительство. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о выделении земельного участка мотивирован тем, что заявитель не представил доказательств того, что спорный участок соответствует правовому режиму, установленному ч.2 ст. 6 Земельного кодекса РФ и ст. 1 ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Не согласившись с принятым решением, ООО «Газ-Транс» обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований общества, ссылаясь на то, что суд решением возложил на общество обязанность предоставить кадастровый план земельного участка и все иные документы, касающиеся правового режима его использования, однако в законе не сказано, что такие документы должны представляться лицом, которое требует предоставления участка. Тем самым суд нарушил права общества на свободное осуществление предпринимательской деятельности в части приобретения земельных участков под строительство. Общество обратилось за межеванием земельного участка в ООО «Земля», но в межевании отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на участок. Просит решение суда в обжалуемой части отменить и возложить обязанность по предоставлению кадастровых документов и предоставлению земельного участка на администрацию.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Милютинского района просит решение суда оставить без изменения,  ссылаясь на то, что заявителем не было предоставлено никаких документов, на основании которых можно было бы принять решение о предоставлении земельного участка.  Администрацией была создана комиссия для обследования земельного участка,  предоставления которого требует общество, по результатам обследования дано заключение о невозможности предоставления участка ввиду несоответствия его нормам СанПиН и пожарной безопасности. На основании указанного акта распоряжением от 06.02.2008 г. глава администрации отказал в предоставлении участка.

В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные выше доводы. Представитель Администрации Милютинского района ходатайствовала о приобщении к материалам дела распоряжения главы района от 06.02.2008 г. №24 и акта обследования земельного участка от 17.01.2008 г. Ходатайство судом удовлетворено.

В соответствии с ч.5 ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда проверяется апелляционной инстанцией только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд не находит оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Газ-Транс» письмами от 24.12.2003 г., 05.01.2004 г., 13.07.2004 г. обращалось к Главе Милютинской сельской администрации с требованием о выделе земельного участка, расположенного в х. Старо-Кузнецов, под строительство АГЗС, на котором ранее располагалась  АЗС №154, не принадлежащая обществу «Газ-Транс» (л.д. 8-10). Письмом от 14.07.2004 г. Глава Милютинской сельской администрации сообщил обществу, что на этом месте намечено строительство рынка, поэтому выделить участок под строительство АГЗС не представляется возможным (л.д. 11).

В январе 2005 г. общество повторно обратилось в Администрацию Милютинского района с заявлением о предоставлении ООО «Газ-Транс» на праве собственности одного из двух земельных участков для строительства АГЗС, расположенных по адресу: участок автодороги Селивановская – Милютинская, 200 м от въезда в ст. Милютинскую со стороны Селивановской; участок автодороги Селивановская-Милютинская, 500 м от въезда в ст. Милютинскую со стороны Селивановской (л.д. 12). Письмом от 03.02.2005 г. №57 Администрация сообщила обществу о невозможности рассмотрения его заявления ввиду отсутствия в нем указания на примерный размер земельного участка и предполагаемого места размещения АГЗС (л.д. 13).

На аналогичное обращение общества от 22.02.2005 г. №3 (л.д. 14) ответа Администрацией дано не было. Письмами от 12.06.2007 г. №45, от 18.06.2007 г. №46, от 24.07.2007 г. №68 ООО «Газ-Транс» вновь обратилось в администрацию с требованием о предоставлении на праве собственности земельного участка, ранее выделяемого под строительство АЗС №154 примерной площадью 1000 кв. м для строительства АГЗС, расположенного по адресу Ростовская область, Милютинский район, х. Старо-Кузнецов, ул. Центральная, 2 (л.д. 18-19, 21). Ответа на данные обращения общество не получило.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд настоящими требованиями.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения требования ООО «Газ-Транс» об обязании администрации выделить обществу земельный участок.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

В силу статьи 31 Кодекса заинтересованное в предоставлении участка для строительства лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Кодекса).

Бездействие Администрации Милютинского района по нерассмотрению заявлений общества о предоставлении земельного участка для целей строительства признано решением суда первой инстанции по настоящему делу незаконным. Судебный акт в соответствующей части сторонами не оспаривается.

Однако само по себе удовлетворение судом соответствующих требований общества не является основанием к понуждению судом Администрации в предоставлении обществу спорного земельного участка.

Так, в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в силу ч.2, 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) с соблюдением следующего порядка: 1) проведение работ по формированию земельного участка; 2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Пункт 5 статьи 30 Кодекса предусматривает следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В тексте  обращений ООО «Газ-Транс» в Администрацию Милютинского района (л.д. 8-21) отсутствует просьба о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, что свидетельствует об обращении заявителя с требованиями о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном п.1 ч.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ, то есть без предварительного согласования места размещения объекта строительства.

Между тем, в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства наличия у общества предусмотренных ч.4 ст. 30 Земельного кодекса РФ оснований требовать предоставления ему земельного участка в соответствующем порядке. В деле отсутствуют сведения о сформированности истребуемого ООО «Газ-Транс» участка как самостоятельного объекта гражданских прав, его кадастровом учете, проведении торгов по продаже земельного участка, а также победе заявителя на соответствующих торгах. Отсутствуют в деле и сведения, позволяющие сделать вывод о том, что администрацией Милютинского района осуществлялась публикация сообщения о наличии предлагаемого для передачи в собственность под строительство земельного участка, в ответ на которое поступила единственная заявка о его выкупе от ООО «Газ-Транс», в связи с чем положения п.3 ч.4 ст. 30 ЗК РФ,  допускающие передачу земельных участков для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов), также не могут быть применены к обществу.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что предусмотренные приведенными выше нормами Земельного кодекса  РФ условия для предоставления земельного участка ООО «Газ-Транс» не соблюдены (земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, не принято решение о продаже участка, торги по его продаже не проведены, решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка не принималось), поэтому удовлетворение требований общества об обязании администрации предоставить соответствующий участок фактически означало бы предоставление заявителю участка в преимущественном перед иными хозяйствующими субъектами порядке и в обход требований действующего  законодательства, что является недопустимым.

Доводы заявителя жалобы об обратном признаются апелляционной инстанцией основанными на неверном толковании норм действующего законодательства РФ и подлежащими отклонению.

Изложенное свидетельствует о том, что решение суда об отказе в обязании администрации выделить обществу земельный участок является законным, оснований к его отмене не установлено.

Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы и была оплачена ООО «Газ-Транс» при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение №73 от 18.03.2008 г.).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Ростовской области от 21 февраля 2008 года в обжалуемой части оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы оказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           С.И. Золотухина

Судьи                                                                                             Н.Н. Иванова

Н.Н. Смотрова

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу n А01-495/2008. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также