Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 n 15АП-8816/2010 по делу n А32-7575/2010 По делу о признании незаконными отказов в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки и обязании совершить соответствующие действия.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2010 г. N 15АП-8816/2010
Дело N А32-7575/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Глазуновой И.Н., Ильиной М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22 июня 2010 г. по делу N А32-7575/2010 (судья Анциферов В.А.)
по заявлению Администрации муниципального образования г. Сочи
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, открытого акционерного общества "Агрофирма "Кудепста"
о признании отказа в государственной регистрации права собственности незаконным и об обязании в совершении соответствующих действий
установил:
Администрация города-курорта Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра), в котором просит:
- признать незаконными отказ N 19/097/2009-112 в государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0408000:35, площадью 1457 кв. м, расположенный в г. Сочи, в Хостинском районе, участок N 43; отказ N 19/083/2009-477 в государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0308007:57, площадью 18 800 кв. м, расположенный в г. Сочи, в Хостинском районе, ул. Береговая;
- обязать Управление Росреестра провести регистрацию соответствующего права на указанные земельные участки.
В суде первой инстанции администрация уточнила кадастровые номера земельных участков - 23:49:0304022:1025 и 23:49:0303001:1152, соответственно.
К участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Агрофирма "Кудепста" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - Управление Росимущества) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 22 июня 2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что спорные земельные участки расположены во второй зоне санитарной охраны курорта Сочи. Суд установил отсутствие оснований для оставления земельных участков в федеральной собственности; отсутствие доказательств нарушения Управлением Росимущества и администрацией положений п. 6 ст. 1 Федерального закона N 244-ФЗ, регламентирующих процедуру передачи земельных участков в муниципальную собственность.
Управление Росреестра, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, в удовлетворении требований администрации отказать. Обосновывая доводы жалобы, заинтересованное лицо ссылается на отнесение спорных земельных участков согласно кадастровым планам к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и указывает на то, что в соответствии с положениями Закона N 244-ФЗ передача муниципальным образованиям земельных участков сельскохозяйственного назначения не предусмотрена.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжениями Управления Росимущества по Краснодарскому краю от 04.08.2009 г. N 867-р и от 04.09.2009 г. N 966-р на основании поручений Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02.06.2009 г. N ПП-10/13559, от 15.07.2009 г. N ПП-10/18011 были утверждены перечни земельных участков, безвозмездно передаваемых из федеральной собственности в муниципальную собственность, включающие земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0408000:35 и 23:49:0308007:57 - л.д. 26 - 28, 77 - 78.
Согласно актам приема передачи от 14.08.2009 г. и от 14.09.2009 г., подписанным Росимуществом и администрацией, указанные земельные участки были переданы в собственность муниципального образования город-курорт Сочи (л.д. 42 - 51, 79 - 80).
При обращении органа местного самоуправления за регистрацией права муниципальной собственности на спорные земельные участки Управление Росреестра отказало в проведении соответствующего регистрационного действия, выразившееся в письмах N 19/097/2009-112, N 19/083/2009-477. Основаниям для отказа в проведении регистрации права послужила необходимость внесения изменения в кадастровые планы земельных участков в части категории земли (земли населенных пунктов).
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В рассматриваемом случае земельные участки передавались в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ.
Данный Закон предусматривает передачу из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения.
Данный Закон также устанавливает критерии разграничения права собственности на земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Так, согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 настоящей статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по основаниям, указанным в законе.
Согласно п. 11 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи.
Таким образом, единственным критерием применимости Федерального закона от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ для целей решения вопроса о передаче (разграничении) права на земельный участок является критерий нахождения земельного участка в границах курорта федерального значения.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304022:1025 (предыдущий кадастровый номер 23:49:0408000:35) площадью 1457 кв. м, расположен в Хостинском районе города Сочи, во второй зоне округа санитарной охраны.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303001:1152 (предыдущий кадастровый номер 23:49:0308007:57), площадью 18 800 кв. м также расположен в Хостинском районе города Сочи, ул. Береговая, обременен особым режимом использования земли во второй зоне округа санитарной охраны.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06 июля 1994 г. N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" следует, что внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи".
Поскольку в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.
Внешний контур округа горно-санитарной охраны курорта Сочи является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (особо охраняемой природной территории).
Земельные участки согласно материалам дела расположены в черте муниципального образования город-курорт Сочи, во второй зоне округа санитарной охраны курорта. Поэтому следует исходить из того, что земельные участки находятся на территории курорта федерального значения.
Следовательно, к порядку передачи указанных земельных участков применимы положения Федерального закона от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ.
Как верно установил суд первой инстанции основания для сохранения за земельными участками права федеральной собственности, а также для их передачи в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений отсутствуют. Также отсутствуют доказательства нарушения Управлением Росимущества и администрацией положения Федерального закона N 244-ФЗ, регламентирующих процедуру передачи земельных участков в муниципальную собственность.
Довод Управления Росреестра об отнесении спорных земельных участков к сельскохозяйственным землям и необходимости внесения изменений в государственный кадастр недвижимости судом не принимается, поскольку, как отмечено выше, критерием применимости Федерального закона от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ для целей решения вопроса о передаче (разграничении) права на земельный участок является критерий нахождения земельного участка в границах курорта федерального значения.
Иные мотивы отказа регистрирующим органом в сообщении об отказе не приведены, поэтому суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия Управления Росреестра не соответствуют положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения судебного акта, выводы суда первой инстанции построены на относимых и допустимых доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 июня 2010 г. по делу N А32-7575/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Г.ЛОМИДЗЕ
Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
М.В.ИЛЬИНА

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 n 15АП-8792/2010 по делу n А53-8579/2010 По делу о взыскании задолженности по договору купли-продажи и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также