Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 n 15АП-9391/2010 по делу n А32-3921/2010 По делу о признании недействительными решений налогового органа об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2010 г. N 15АП-9391/2010
Дело N А32-3921/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Андреевой Е.В., Винокур И.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соленцовой И.В.
при участии:
от ЗАО ЭНПП "Сириус": не явились;
от ИФНС России N 3 по Краснодарскому краю: Яковлева Н.А. по доверенности от 19.05.2010 г.N 05-13/250, Чумак А.А. по доверенности от 14.01.2010 г. N 05-13/11;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО ЭНПП "Сириус"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15 июня 2010 г. по делу N А32-3921/2010
по заявлению ЗАО ЭНПП "Сириус"
к заинтересованному лицу ИФНС России N 3 по Краснодарскому краю
о признании недействительными решений
принятое в составе судьи Савченко Л.А.
установил:
ЗАО ЭНПП "Сириус" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными:
- Решения ИФНС России N 3 по г. Краснодару N 1022 от 05.08.2009 года об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению признать недействительным в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 92 692 рубля,
- Решения ИФНС России N 3 по г. Краснодару N 29093 от 05.08.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 15 июня 2010 г. в требованиях о признании недействительными решения ИФНС России N 3 по г. Краснодару N 1022 от 05.08.2009 г. и N 29093 от 05.08.2009 г. отказано.
Решение мотивировано тем, что применение вычета в более позднем периоде, чем появилось право на него, является неправомерным. Исправления внесены с нарушением порядка установленного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914.
ЗАО ЭНПП "Сириус" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд не учел ст. 2 ФЗ от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности не является единственным и необходимым доказательством принятия товаров на учет. Обществом соблюдены все условия для получения вычета.
Согласно п. 6 ст. 268 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
ЗАО ЭНПП "Сириус" о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 г.
По результатам проверки налоговым органом принято Решение N 1022 от 05.08.09 г. об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Указанным решением обществу отказано в возмещении НДС в сумме 124048 руб.
Решением N 29093 от 05.08.09 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обществу доначислен налог на добавленную стоимость в размере 295 191 руб., а также штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере 49813 руб.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Краснодарскому краю на решение N 29093 от 05.08.09 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Управление ФНС России по Краснодарскому краю Решением от 01.10.2009 г. N 16-13-666-1315 апелляционную жалобу оставило без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями (в части отказа в принятии к вычету суммы НДС по счетам-фактурам ОАО НК "Роснефть Туапсинский нефтеперерабатывающий завод" и привлечения к ответственности), общество обратилось в суд в порядке ст. 137 - 138 НК РФ.
Как следует из материалов дела, обществом был заявлен налоговый вычет в 1 квартале 2008 года по счетам-фактурам ОАО "Роснефть ТНПЗ" 2005 г.
Согласно пояснениям общества сумма НДС к возмещению из бюджета возникла в результате принятия судебных актов, которыми с ОАО НК "Роснефть ТНПЗ" взыскано в пользу общества 3 178 882,00 рублей. На основании судебных актов обществом 09.02.2009 года была подана корректирующая налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2008 года, в соответствии с которой по итогам указанного налогового периода сумма налоговых вычетов превысила общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и соответственно общество заявило сумму к возмещению из бюджета. С учетом уточнений, обществом оспаривается отказ в возмещении НДС в сумме 92 692 руб. Общество в обоснование своей позиции ссылается на ФЗ N 119-ФЗ от 22.07.2005 года.
Налоговым органом отказано в применении налогового вычета по НДС по счетам-фактурам ОАО НК "Роснефть ТНПЗ" ввиду отсутствия инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 г., а также наличием исправлений в счетах-фактурах, внесенных с нарушением п. 14, п. 29 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914. Инспекция также ссылается на то, что в предоставленных налоговому органу судебных актах не указаны счета-фактуры, в связи с чем, невозможно идентифицировать по каким конкретно счетам-фактурам произведена оплата.
Установлено, что обществом в налоговой декларации за 1 кв. 2008 г. был предъявлен НДС к вычету по счетам-фактурам: N 810 от 28.02.05 г., N 884 от 31.03.05 г., N 3155 от 30.09.05 г., N 874 от 31.03.05 г.,N 1159 от 31.03.05 г., N 1158 от 31.03.05 г., N 1181 от 31.03.05 г., N 1182 от 31.03.05 г., N 3163 от 30.09.05 г., N 3187 от 30.09.05 г., N 2455 от 29.07.05 г., N 2441 от 29.07.05 г., N 2456 от 29.07.05 г., N 2470 от 29.07.05 г., N 2706 от 29.07.05 г., N 2796 от 31.08.05 г., N 2815 от 31.08.05 г., N 2827 от 31.08.05 г., N 2825 от 31.08.05 г., N 1937 от 31.05.05 г., N 1670 от 31.05.05 г., N 1654 от 31.05.05 г., N 1671 от 31.05.05 г., N 1571 от 30.04.05 г., N 1250 от 29.04.05 г., N 1244 от 29.04.05 г., N 1236 от 29.04.05 г., N 2345 от 30.06.05 г., N 1989 от 22.06.05 г., N 2040 от 30.06.05 г., N 2049 от 30.06.05 г., N 2057 от 30.06.05 г., N 2074 от 30.06.05 г., N 1266 от 29.04.05 г., N 1271 от 29.04.05 г., N 3173 от 30.09.05 г., N 1644 от 31.05.05 г., N 3182 от 30.09.05 г., N 811 от 28.02.05 г.
Статьей 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
По смыслу статей 169, 171 и 172 Кодекса (в редакции, действовавшей до 2006 года) для получения права на вычеты по НДС необходимо подтверждение фактической уплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара (работы, услуги); оприходование данного товара (работы, услуги) в соответствии с правилами бухгалтерского учета на основании надлежащих первичных документов; приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) предусмотрено, что на 01.01.2006 налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31.12.2005 включительно. По результатам инвентаризации определяется кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктами 8 и 10 статьи 2 Закона N 119-ФЗ установлены переходные положения, предусматривающие соответствующий порядок применения налоговых вычетов по выявленной в результате инвентаризации кредиторской задолженности в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения до 01.01.2006. Если налогоплательщик до 01.01.2006 применял учетную политику "по оплате", то в целях определения суммы налоговых вычетов в 2006 - 2008 годах следует принимать к вычету суммы НДС по мере их оплаты, т.е. по ранее действующему порядку.
П. 9 статьи 2 Закона N 119-ФЗ установлено, что если до 1 января 2008 года налогоплательщик не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты им на учет до 1 января 2006 года, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года.
В обоснование своей позиции инспекция ссылается на то, что для налогоплательщиков, определявших до 1 января 2006 г. налоговую базу по НДС "по оплате", до 1 января 2008 г. сохранялся ранее действовавший порядок принятия к вычету сумм НДС, относящихся к дебиторской задолженности, имевшейся по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно. Это означает, что суммы НДС по принятым на учет, но не оплаченным до 1 января 2006 г. товарам подлежат вычету только при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату их в бюджет. По мнению инспекции, исходя из норм п. 1 и п. 8 ст. 2 Федерального Закона N 119-ФЗ факт принятия указанных товаров до 1 января 2006 г. на учет должен подтверждаться результатами инвентаризации кредиторской задолженности.
Поскольку инспекцией было установлено, что счета-фактуры за 2005 г. по контрагенту ОАО НК "Роснефть Туапсинский Нефтеперерабатывающий Завод" не были проинвентаризированы, не отражены в справке о кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 г., то суммы НДС в размере 410 805,98 не могут быть приняты к налоговому вычету.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что неотражение в справке о кредиторской задолженности не является безусловным основанием для отказа в вычете, при условии, что налогоплательщик подтвердил факт принятия к учету.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем, в материалы дела представлены только счета-фактуры ОАО НК "Роснефть ТНПЗ", каких-либо иных документов, подтверждающих оприходование работ в соответствии с правилами бухгалтерского учета до 31.12.2005 г., не представлено.
Кроме того, налогоплательщик не отрицает, что в 2005 г. уже заявлялись вычеты, то есть общество воспользовалось свом правом по спорным счетам-фактурам ранее. Ссылки на судебные акты и подачу корректирующей декларации в 2008 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что налогоплательщик также скорректировал свои налоговые обязательства за 2005 г.
Суд первой инстанции правильно указал, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры:
счет-фактура N 1671 от 31.05.2005 г., счет-фактура N 3155 от 30.09.2005 г., счет-фактура N 1644 от 31.05.2005 г., счет-фактура N 2074 от 30.06.2005 г., счет-фактура N N 3187 от 30.09.2005 г., счет-фактура N 1654 от 31.05.2005 г., счет-фактура 1670 от 31.05.2005 г., счет-фактура N 1571 от 30.04.2005 г., счет-фактура 3182 от 30.09.2005 г., счет-фактура N 884 от 31.03.2005 г., счет-фактура N 874 от 31.03.2005 г., счет-фактура 1159 от 31.03.2005 г., счет-фактура N 1158 от 31.03.2005 г., счет-фактура N 1181 от 31.03.2005 г., счет-фактура N 1182 от 31.03.2005 г., счет-фактура N 2455 от 29.07.2005 г., счет-фактура N 2441 от 29.07.2005 г., счет-фактура N 2470 от 29.07.2005 г., счет-фактура N 1244от 29.04.2005 г., счет-фактура N 1236 от 29.04.2005 г., счет-фактура N 2040 от 30.06.2005 г., счет-фактура N 2049 от 30.06.2005 г., счет-фактура N 1989 от 22.06.2005 г., счет-фактура N 2345 от 30.06.2005 г., счет-фактура N 3173 от 30.09.2005 г., счет-фактура N 2706 от 29.07.2005 г., счет-фактура N 3163 от 30.09.2005 г., счет-фактура N 2456 от 29.07.2005 г., счет-фактура N 2796 от 31.08.2005 г., счет-фактура N 2827 от 31.08.2005 г., счет-фактура N 2825 от 31.08.2005 г., счет-фактура N 1937 от 31.05.2005 г., счет-фактура N 1670 от 31.05.2005 г., счет-фактура N 1266 от 29.04.2005 г., счет-фактура 1250 от 29.04.2005 г., счет-фактура N 810 от 28.02.2005 г., счет-фактура N 2815 от 31.08.2005 г., счет-фактура N 811 от 28.02.2005 г., полученные от ОАО НК "Роснефть Туапсинский Нефтеперерабатывающий Завод", содержат исправления, которые ЗАО ЭНПП "Сириус" внесло самостоятельно с нарушением порядка установленного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции не учел следующее:
Статья 100 Налогового кодекса Российской Федерации установлены требования к оформлению результатов налоговой проверки.
В силу пункта 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 n 15АП-9332/2010 по делу n А32-17867/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС, НДФЛ, ЕСН, пеней и штрафов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также