Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 n 15АП-9145/2010 по делу n А53-9054/2010 По делу о возврате денежных средств, незаконно начисленных и взысканных за электроэнергию, и процентов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2010 г. N 15АП-9145/2010
Дело N А53-9054/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войновым А.В.
при участии:
от истца - представитель Петринский А.А. по доверенности от 21.07.2010 (участвовал до перерыва);
от ответчика - представитель Сюсюкина М.В. по доверенности от 11.01.2010; представитель Башкатов В.Г. без доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Петринской О.В. на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2010 г. по делу N А53-9054/2010
по иску - индивидуального предпринимателя Петринской О.В.
к ответчику - ООО "Донэнергосбыт" в лице Азовского филиала
о возврате денежных средств, незаконно начисленных и взысканных за электроэнергию и процентов в размере 18 827 рублей 56 копеек
принятое в составе судьи Лукьянцевой И.А.
установил:
Индивидуальный предприниматель Петринская Оксана Владимировна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" в лице Азовского филиала о признании действий гарантирующего поставщика по выставлению счетов N 1/2/02217 от 19.03.2010 и N 1/202612/447 от 31.03.2010 в части корректировки числа часов использования мощности незаконными, об обязании гарантирующего поставщика вернуть суммы в размере 18827 руб. 56 коп., о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 22.07.2010 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что гарантирующим поставщиком правомерно в соответствии с условиями договора произведена корректировка числа часов использования. Поскольку указанное в договоре число часов использования мощности не соответствует фактическому, потребитель переведен в другую тарифную группу, что повлекло доначисление платы за потребленную электроэнергию.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке расчетная мощность потребителей, оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам, определяется исходя из заявленного объема электрической энергии. По мнению заявителя, истец не относится к тарифной группе "Базовые потребители", произведенный расчет числа часов использования мощности противоречит законодательству.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании апелляционной инстанции 07.09.2010 был объявлен перерыв до 13.09.2010 18 час. 15 мин. Информация о перерыве в заседании размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
После перерыва заседание продолжено с участием представителей истца.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 31.07.2008 между сторонами заключен договор энергоснабжения N 53-ЭЮ/2008 от 31.07.2008 (л.д. 52 - 61), согласно которому согласно которому ООО "Донэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) обязалось подавать индивидуальному предпринимателю Петринской О.В. (потребитель) электрическую энергию, качество которой соответствует требования технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, на условиях предусмотренных настоящим договором, а потребитель обязался оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установленном разделом 7 настоящего договора.
В соответствии с пунктом 5.1 договора цена электрической энергии (мощности) на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется гарантирующим поставщиком в объемах, приобретаемых им по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничном рынках. Стоимость объема электрической энергии, потребленного потребителем, определяется ежемесячно на основании актов съема показаний средств учета потребителя (с учетом субабонентов) за расчетный месяц с учетом доли, приобретаемой гарантирующим поставщиком по свободным (нерегулируемым) ценам и предельных уровней нерегулируемых цен на розничном рынке. Расчет стоимости поставленной потребителю электрической энергии, приобретенной гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам на оптовом и розничном рынках, производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих групп потребителей (указаны в приложении N 2) с учетом уровня напряжения, часов использования заявленной мощности в часы максимума нагрузки (пункт 5.4 договора).
В пункте 5.8 договора установлено, что в случае отклонения по результатам года фактической величины числа часов использования заявленной мощности (для базовых и одноставочных потребителей) от самостоятельно рассчитанной потребителем в соответствии с пунктом 3.3.14 гарантирующий поставщик производит перерасчет стоимости потребленной электроэнергии с учетом действующей на момент цены (тарифа) для соответствующей группы потребителей. Стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления компенсируется в соответствии с правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В приложении N 2 к договору стороны согласовали мощность по точке присоединения - магазин, расположенный по адресу: г. Азов, Петровский, 20, и число часов использования мощности 3672 в год (л.д. 63).
Стороны 01.08.2008 заключили договор энергоснабжения N 447-ЭЮ/2008 (л.д. 64 - 73) на аналогичных условиях на энергоснабжение иного объекта потребителя - магазин "Олеся", расположенный по адресу: г. Азов, ул. Победы, район сквера. В приложении N 2 к договору стороны согласовали число часов использования мощности по данному объекту 8760 в год (л.д. 76).
Во исполнение названного договора гарантирующий поставщик в 2009 году поставлял потребителю электрическую энергию.
Потребитель оплачивал фактически принятое количество электрической энергии исходя из одноставочного тарифа для потребителей от 7001 и выше в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26.12.2008 N 14/1 (л.д. 78 - 82).
Впоследствии, при проверке фактических данных показаний потребляемой мощности, гарантирующий поставщик произвел корректировку числа часов использования мощности, в связи с чем применил к потребителю одноставочный тариф от 5001 до 6000 и доначислил потребителю по обоим объектам задолженность в общей сумме 18827 руб. 56 коп.
Полагая, что действия гарантирующего поставщика по корректировке числа часов использования мощности являются незаконными, индивидуальный предприниматель Петринская О.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию в спорный период определялись Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которому тарифы на электрическую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность).
В статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
На основании названных федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. В пункте 109 Правил установлено, что электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, а также предложений и материалов, указанных в пунктах 9 - 11 настоящих Правил, Федеральная служба по тарифам устанавливает не позднее 2 недель с даты внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предельные уровни регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (далее - предельные уровни тарифов), указанные в пункте 53 Основ ценообразования. В рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность).
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26.12.2008 N 14/1 утвержден одноставочный тариф дифференцированный по числу часов использования заявленной мощности.
При заключении договора энергоснабжения потребителем, исходя из заявленного объема отпуска электрической энергии и заявленной мощности, число часов использования мощности определено в количестве большем 7001 часов.
Федеральной службой по тарифам приказом от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке. В пункте 64 Методических указаний установлено, что одноставочный тариф для конечных потребителей представляет собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), состоящая из одной ставки, которая дифференцируются в зависимости от числа часов использования потребителями электрической мощности; стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - единый (котловой) тариф, который дифференцируется по уровням напряжения, определяемый в соответствии с пунктом 51 настоящих Методических указаний, но не дифференцируются в зависимости от режима использования потребителями электрической мощности; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
В информационном письме ФСТ от 12.08.2005 N ДС-4928/14 разъяснено, что понятие заявленная мощность трактуется в двух аспектах как наибольшая получасовая электрическая мощность, которую потребитель обязуется ежедневно не превышать в часы максимальной нагрузки энергосистемы, при этом величина заявленной (договорной) мощности, как правило, устанавливается на год с помесячной разбивкой и отражается в договоре и как величина которая определяется
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 n 15АП-9111/2010 по делу n А53-11676/2009 По требованию об отмене определения о прекращении производства по делу и выплате вознаграждения арбитражному управляющему.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также