Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2008 по делу n А53-4401/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                    дело № А53-4401/2008-С4-4

12 мая 2008 г.                                                                                              15АП-2378/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.,

судей Золотухиной С.И., Колесова Ю.И.

при ведении протокола судебного заседания помощника судьи Жигало Н.А.

при участии:

от заявителя – МП «Сервис-ЖКХ» – директора Семикина О.Д., паспорт серия 6002 №175753, выдан Орловским РОВД Ростовской области 10.01.2002г., трудовой договор №33 от 07.04.2005г., дополнительное соглашение №1 от 23.12.2006г.,

от административного органа – комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области – главного специалиста сектора правового обеспечения государственного контроля отдела правовой и кадровой работы Григорчук А.Г., удостоверение №267 от 07.2007г., доверенность от 01.02.2008г. №01/364,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МП «Сервис-ЖКХ»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 28 марта 2008 года по делу № А53-4401/2008-С4-4,

принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.,

по заявлению муниципального предприятия «Сервис-ЖКХ»

об отмене постановления комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области от 21.02.2008г. по делу №49 об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное предприятие «Сервис-ЖКХ» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об отмене постановления комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области (далее – комитет) от 21.02.2008г. по делу об административном правонарушении №49 о назначении предприятию наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 28 марта 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду правомерности привлечения предприятия к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 28.03.2008г. отменить, полагая, что у контролирующего органа отсутствовали законные основания для проведения проверки, поскольку ранее аналогичная проверка была проведена в отношении правопредшественника предприятия.

В отзыве на апелляционную жалобу комитет просил отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции директор предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель комитета поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Изучив материал дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.2 устава предприятие осуществляет следующие виды деятельности: благоустройство поселка; содержание цветочных клумб и зеленых насаждений поселка; транспортные услуги; санитарную очистку поселка; выработку, распределение и подачу тепловой энергии потребителям; содержание полигона ТБО; иные виды деятельности, не запрещенные законом.

На основании приказа №55-ГК от 31.01.2008г. в период с 04.02.2008г. по 08.02.2008г. ведущим специалистом центрального отдела государственного экологического контроля – государственным инспектором Ростовской области по охране природы проведены плановые мероприятия по контролю деятельности предприятия на соответствие требованиям Водного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998г. №89-ФЗ), от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и других нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами осуществляется предприятием в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а также отсутствуют лимиты (разрешения) на размещение отходов. Кроме того, у предприятия отсутствуют документы, подтверждающие передачу отходов производства и потребления (шины пневматические отработанные; обтирочный материал загрязненный маслами (содержание масел 15 процентов и более), отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (фильтрующие элементы топливных и масляных фильтров, загрязненные нефтепродуктами) для вывоза на санкционированные объекты размещения, а также утилизации и переработки.

Установленные обстоятельства зафиксированы в акте №29/08 от 08.02.2008г., врученном директору предприятия.

По выявленным фактам, ведущим специалистом центрального отдела государственного экологического контроля – государственным инспектором Ростовской области по охране природы в отношении предприятия составлен протокол №49 от 08.02.2008г. об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого и других материалов дела об административном правонарушении №49 начальником управления государственного контроля комитета – заместителем главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы вынесено постановление от 21.02.2008г. о привлечении предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение юридическими лицами экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В силу требования статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок разработки и утверждения которых определяется Правительством Российской Федерации (пункты 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998г. №98-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. №461, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №98-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Нарушение предприятием при эксплуатации полигона ТБО вышеперечисленных требований законодательства в области охраны окружающей среды подтверждается актом проверки №29/08 от 08.02.2008г., протоколом об административном правонарушении от 08.02.2008г. №49 и предприятием не оспаривается.

При таких обстоятельствах в действиях предприятия усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Ссылаясь на пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Федеральный закон от 08.08.2001г. №134-ФЗ), предусматривающий возможность проведения планового мероприятия по контролю в отношении одного юридического лица не более чем один раз в два года, предприятие ошибочно полагает, что проверка в отношении него проведена с нарушением данного требования закона, поскольку оно образовано путем реорганизации муниципального учреждения «Сервис-ЖКХ», в отношении которого в 2006 году была проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Данное нормативное положение, а также иные нормы Федерального закона от 08.08.2001г. №134-ФЗ не предполагают распространение результатов проверочных мероприятий на правопреемников проверяемых организаций и невозможность проведения в отношении реорганизованного юридического лица плановых мероприятий по контролю.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001г. от 08.08.2001г. №134-ФЗ его действие направлено на регулирование отношений в области защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

Абзац 1 статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001г. №134-ФЗ раскрывает понятие государственного контроля (надзора) и определяет его как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленным федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Из системного толкования приведенных норм следует, что под действие данного Закона подпадают отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам. Государственный контроль - это мероприятия по проверке свойств и характеристик товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям.

Поскольку деятельность предприятия проверялась на соответствие требованиям нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и в ходе проверки контролирующим органом выявлено несоблюдение предприятием экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действие Федерального закона от 08.08.2001г. №134-ФЗ на спорные правоотношения не распространяется.

Нарушение требований законодательства при эксплуатации полигона ТБО предприятием не оспаривается и правомерно установлено контролирующим органом, в связи с чем выявленные нарушения влекут административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 08.02.2008г. №49 составлен уполномоченным лицом в соответствии со статьями 23.29, 28.3 КоАП РФ, постановлением Администрации Ростовской области от 09.12.2002г. №562 «О должностных лицах органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды» в присутствии директора общества, которому разъяснены права и обязанности, о чем директор расписался в протоколе.

Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием директора общества. Постановление от 21.02.2008г. по делу об административном правонарушении №49 вынесено уполномоченным лицом в порядке статьи 23.29 КоАП РФ в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории административных правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 марта 2008 года по делу №А53-4401/2008-С4-4 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                             Т.Г. Гуденица

Судьи                                                                                                           С.И. Золотухина

Ю.И. Колесов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2008 по делу n А53-1076/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также