Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по делу n А32-20706/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                               дело № А32-20706/2007-56/491-117АЖ

22 мая 2008 г.                                                                          15АП-2555/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2008 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ткаченко Т.И.,

судей Золотухиной С.И., Смотровой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,

при участии:

от заявителя: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление № 77646);

от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 14.01.08 № 12/51 старшего специалиста 2 разряда Карпенко Ирины Викторовны, удостоверение № 52 от 10.01.07;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2008 г. по делу № А32-20706/2007-56/491-117АЖ

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"

к Управлению Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю

о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.07 № 08-045-106ВН о привлечении ООО «Югводоканал» к административной ответственности по статье 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

принятое судьей Фефеловой И.И.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Югводоканал» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сочинской межрайонной группы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю от 02.10.2007 г. № 08-045-106ВН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.15 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.08 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами административного производства подтверждается факт нарушения правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств, что является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.15 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом ООО «Югводоканал» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.08 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование требований, заявленных в апелляционной жалобе, общество ссылается на то, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении нарушен порядок привлечения к административной ответственности. Кроме того, судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что канализационно-насосная станция технологически не предназначена для сброса сточных вод. При этом, по мнению заявителя, материалами дела не подтверждается факт сброса сточных вод, правила эксплуатации КНС –2А не нарушены, небольшие повреждения в бетонных стенках насосной станции не могли вызвать выброс сточных вод в окружающую среду.

Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на следующие обстоятельства. Порядок производства по делу об административном правонарушении соблюден, доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя в материалах дела отсутствуют. Факт выброса фекальных отходов в окружающую среду в результате нарушения условий безопасности гидротехнического сооружения установлен в ходе проверки государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю, что зафиксировано в акте проверки. Как следует из пояснений представителя общества утечка, возможно, была вызвана трещинами в резервуаре в результате оползней, что подтверждает факт непринятия заявителем мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. В результате этого, как полагает заинтересованное лицо, произошел несанкционированный слив сточных вод в окружающую среду. Также орган Росприроднадзора ссылается на то, что согласно методическим указаниям Госсанэпиднадзора сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.

Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель Росприроднадзора в судебном заседании пояснил, что правонарушение заключается в нарушении правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. Факт несоблюдения обществом требований безопасности гидротехнических сооружений и впоследствии сброса сточных вод подтверждается актом проверки, объяснениями государственного инспектора Росприроднадзора, а также инспектора лесничества Сочинского национального парка. Суд первой инстанции обоснованно указал, что определить характер сбрасываемых в окружающую среду вод можно по характерному запаху и цвету. Общество в соответствии с законом обязано соблюдать условия безопасности гидротехнических сооружений. Сам заявитель, ссылаясь на то, что утечка произошла в результате трещины стенок канализационных резервуаров, подтверждает факт неисполнения указанной обязанности.

Канализационно-насосная станция является в соответствии с законом гидротехническим сооружением. Нарушение требований водонепроницаемости является нарушением безопасности гидротехнических сооружений. Непринятие мер по соблюдению правил эксплуатации гидротехнических сооружений является событием правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела в Сочинскую межрайонную группу Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю от граждан поступила жалоба в связи с регулярным сбросом фекальных вод в реку Цанык и на прилегающую к ней территорию (л.д.49).

По данному факту на основании распоряжения от 07.09.07 № 17 (л.д.50) в отношении ООО «Югводоканал» проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе данной проверки 07.09.07 государственным инспектором Управления Росприроднадзора РФ по Краснодарскому краю в присутствии начальника насосных станций Горева Е.Ю. был составлен акт № 44 (л.д.38), которым установлен факт загрязнения хозяйственно-фекальными сточными бытовыми водами территории РУ «СНП» кв.65, выд.17 вследствие непринятия обществом мер по обеспечению водонепроницаемости гидротехнических сооружений. Первый выброс хозяйственно-фекальных сточных вод, согласно данному акту, произошел в период с 12 часов 10 минут до 12 часов 15 минут, второй – между 13:50 и 14:10. Хозяйственно-фекальные сточные воды после сброса на территорию Сочинского национального парка попали в русло реки Цанык, далее – в реку Мацеста и Черное море.

По данному факту в отношении ООО «Югводоканал» составлен протокол об административном правонарушении от 26.09.07 № 08.045-41/ЗН (л.д.36), которым зафиксирован факт нарушения правил по эксплуатации гидротехнических сооружений, выразившийся в непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены указанные сооружения.

Постановлением от 02.10.2007 г. № 08-045-106ВН (л.д.34) общество с ограниченной ответственностью «Югводоканал» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что действиями (бездействием) общества с ограниченной ответственностью «Югводоканал», как правомерно установлено судом первой инстанции, нарушены следующие положения природоохранного и административного законодательства.

Согласно части 1 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу части 2 статьи 39 указанного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 3 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Статьей 19 данного закона предусмотрено, что нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

-        строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

-        невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;

-        невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

-        нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

-        непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

-        отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.

В силу пункта 3.1 методических указаний МУ 2.1.5.800-99 2.1.5 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденных 27.12.99 г. Главным государственным санитарным врачом РФ, сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, в т.ч. поверхностных пресных и морских вод, подземных водоносных горизонтов, питьевой воды и почвы, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций с фекально - оральным механизмом передачи.

В силу пункта 3.2 хозяйственно - бытовые сточные воды относятся к наиболее опасным в эпидемическом отношении видам сточных вод.

За нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств статьей 8.15 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Факт выброса хозяйственно-фекальных сточных вод на территорию ГУ «СНП» и в русло реки Цанык в результате несоблюдения заявителем условий безопасности гидротехнических сооружений, а также нарушения правил их эксплуатации подтверждается актом проверки от 07.09.07 № 44 (л.д.38), протоколом об административном правонарушении от 26.09.07 № 08.045-41/ЗН (л.д.36), объяснениями государственного лесного инспектора Мацестинского лесничества обхода № 2 ГУ «Сочинский национальный парк» Дементьева С.Б. (л.д.70), который подтвердил факт перелива фекальных вод из накопительной емкости по лотку в лес и далее в реки Цанык, Мацеста и Черное море. Согласно указанным объяснениям в месте сброса в реку Цанык образовалась зловонная лагуна темно-сизого цвета площадью 50 кв.м. Кроме того, на протяжении 300 м до впадения в реку Мацеста текли фекальные стоки, в результате чего в течение 10 дней оставался темно-сизый осадок на дне реки Цанык на всю ширину живого русла длиною 3 метра. Площадь загрязнения сточными фекальными водами на территории леса ГУ «СНП» Мацестинского лесничества № 65 выд.17 составляет 100 кв.м.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Югводоканал» правил

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по делу n А32-3780/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также