Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 n 15АП-9022/2010 по делу n А53-5172/2010 По делу о взыскании денежных средств, необоснованно взысканных с лицевого счета, и процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2010 г. N 15АП-9022/2010
Дело N А53-5172/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войновым А.В.
при участии:
от истца - представитель Кальян А.П. по доверенности от 01.02.2010;
от ответчика - представитель Гаврилова Г.В. по доверенности от 27.11.2009;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2010 по делу N А53-5172/2010
по иску - ООО "Финские корма"
к ответчику - ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
о взыскании 241562 руб. 36 коп.
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Финские корма" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога о взыскании 232245 руб. 94 коп. необоснованно взысканных с лицевого счета в ТехПД-1, и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9316 руб. 42 коп.
Решением от 07.06.2010 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 232245 рублей необоснованно списанных с лицевого счета в ТехПД-1 и 9316 руб. 42 коп. процентов.
Решение мотивировано тем, что сбор за подачу и уборку вагонов в зону таможенного контроля не взимается, поскольку данные операции не являются дополнительными. Доказательств наличия нарушений в порядке оформления документов на груз истца, не представлено. Сбор за хранение груза и платы за пользование вагонами до момента передачи грузополучателю необходимых для таможенного оформления документов взыскан необоснованно. В связи с неправомерным взысканием денежных средств к ответчику применена ответственность, предусмотренная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что плата за подачу, уборку, хранение и пользование вагонами начислена правомерно, о чем свидетельствуют акты общей формы подписанные представителем грузополучателя. По мнению заявителя, у перевозчика отсутствует денежное обязательство перед истцом, в связи с чем взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами неправомерно. Срок исковой давности по настоящему требованию нарушен. Заявитель также указал на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в адрес "Финские корма" в период с июня по декабрь 2008 года из Финляндии на станцию Ростов-Западный по железнодорожным накладным N 1433876, N 1435843, N 1437080, N 1438540 прибыл груз.
Для проведения таможенного оформления вагоны подавались ОАО "Российские железные дороги" в зону таможенного контроля, после таможенного оформления вагоны выдавались грузополучателю.
За услуги по подаче и уборке вагонов в зону таможенного контроля перевозчиком, за хранение груза и за пользование вагонами на основании актов общей формы перевозчиком взыскана сумма 232245 руб. 94 коп. Указанные денежные средства списаны ОАО "Российские железные дороги" с лицевого счета истца в ТехПД в безакцептном порядке на основании накопительных ведомостей.
В соответствии с частью 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю). В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 784 Кодекса перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.07.1995 "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.
Прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении, заключенным в городе Хельсинки 16.04.1996.
В соответствии со статьей 2 Соглашения разработаны железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии и утверждены Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (25 - 26 апреля 2005 года в городе Хельсинки) Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении.
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения.
Согласно параграфу 3 названной статьи железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза, и подобные расходы.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку со станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения; с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
В силу статьи 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю. Таможенное законодательство и иные правовые акты по вопросам таможенного дела содержат специальные нормы, регламентирующие вопросы перевозки груза, находящегося под таможенным контролем. Эти нормы, в частности, устанавливают права и обязанности перевозчика, грузополучателя, определяют место доставки, порядок выдачи и хранения груза.
Статья 116 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает особенности временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, и предусматривает, что по запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами. Указанные места являются зоной таможенного контроля. Железная дорога обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посторонних лиц.
В соответствии с пунктом 3.9 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (в редакции приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.06.2002 г. N 675), прибывшие из-за границы таможенные грузы размещаются на станциях назначения в складах временного хранения, расположенных в местах общего пользования или подаются на подъездные пути предприятий, имеющих склады временного хранения. В соответствии с Временной технологией по прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя. Должностное лицо таможенного органа после получения уведомления о прибытии груза регистрирует уведомление, проставляет на перевозочных документах и на листе контроля за доставкой товара штамп "Товар поступил" и принимает решение о возможной выгрузке груза для освобождения перевозочных средств (пункт 3.11 Временной технологии). Работники железных дорог не имеют права выдавать грузовладельцам грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов (пункт 2.6 Временной технологии).
В силу пунктов 6 и 20.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.
Помещая прибывший в вагонах груз в зону таможенного контроля до решения вопроса о возможности выдачи его грузополучателю, перевозчик исполнял возложенные на него обязанности. В связи с этим отсутствуют основания для возложения на грузополучателя затрат по подаче и уборке вагонов в зону таможенного контроля.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сбор представляет собой не включенную в тариф ставку оплаты дополнительной операции или работы.
Статьей 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что расходы перевозчика, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами, контейнерами, и другие, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей. Обязательным условием применения статьи 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженной в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа (пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30).
В данном случае является требованием об оплате дополнительных услуг перевозчика по подаче экспортных грузов в зону таможенного контроля. Сбор, взыскиваемый перевозчиком за подачу и уборку вагонов в зону таможенного контроля, не является дополнительной операцией, поскольку не предусмотрен постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)".
Распоряжением ОАО "Российские железные дороги" N 119 р от 31.01.2005, утвержден единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО "Российские железные дороги" за отдельную плату при организации перевозки грузов. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В соответствии с пунктом 24 указанного Перечня, подача и уборка вагонов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля при погрузке (выгрузке) грузов в вагоны средствами грузоотправителя (грузополучателя) осуществляется по его просьбе, с оплатой по соглашению сторон. Данные сборы оплачиваются в соответствии со статьей 10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, которой регламентирован порядок заключения договоров об организации перевозок, его форма и существенные условия (объем перевозок, сроки, условия предоставления транспортных средств, порядок расчетов и предъявление грузов для перевозок). Из материалов дела следует, что услуга на подачу и уборку вагонов ответчиком не заказывалась.
В соответствии с пунктом 3.1.10 Прейскуранта N 10-01 дополнительный сбор может быть взыскан в целях возмещения расходов, связанных с выполнением дополнительных работ, указанных в статье 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, и только тех, которые выполнялись по инициативе или указанию таможенных органов, либо иных органов таможенного контроля. В материалах дела отсутствуют распоряжения таможенного органа, выданные в соответствии со статьями 77 и 372 Таможенного кодекса Российской Федерации. Доказательств выполнения предусмотренных пунктом 3.1.10 Прейскуранта работ по инициативе таможенного органа, а также понесенных в этой связи ОАО "Российские железные дороги" расходов, не имеется.
В соответствии со статьей 191 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары, ввезенные из-за границы на таможенную территорию Российской Федерации, считаются в силу закона находящимися под таможенным контролем. Порядок оформления в таможенном отношении товаров, поступающих на таможенную территорию Российской Федерации, а также действия и полномочия всех контролирующих органов, в том числе и таможенных, регламентируется приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.05.2002 N 26 "Об утверждении типовых схем организации пропуска через государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в международном железнодорожном сообщении". Служебная записка, составленная таможенным органом на станции прибытия груза на территорию Российской Федерации - на станции Марцево Северо-Кавказской железной дороги, и направленная в адрес ОАО "Российские железные дороги", носит уведомительный характер о необходимости проведения таможенного оформления и не является основанием для взыскания с грузополучателя расходов ОАО "Российские железные
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 n 15АП-8736/2010 по делу n А53-1949/2010 По делу о взыскании задолженности по контракту на выполнение подрядных работ.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также