Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 n 15АП-8043/2010 по делу n А53-7283/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. N 15АП-8043/2010
Дело N А53-7283/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от МИФНС: старшего специалиста третьего разряда Иванцова В.О. (доверенность N 89-08/00063 от 12.01.10 г., сроком до 31.12.10 г., удостоверение N 55958 до 31.12.14 г.);
от предпринимателя: Федотовой Н.В. (доверенность от 27.04.10 г., на 3 года), Селезневой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20 мая 2010 г. по делу N А53-7283/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Селезневой Ольги Григорьевны
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ N 39 от 06.04.10 г.
принятое в составе судьи Гришко С.В.
установил:
индивидуальный предприниматель Селезнева Ольга Григорьевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области (далее - инспекция) об оспаривании постановления об административном правонарушении по ст. 15.1 КоАП РФ N 39 от 06.04.10 г.
Решением суда от 20.05.10 г. заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что протокол об административном правонарушении N 37 от 05.04.10 г. содержит существенные недостатки и не может служить основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности не нарушен и соответствует действующему законодательству. Факт правонарушения установлен и подтвержден документально.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель предпринимателя возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на его законность и обоснованность.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей инспекции и предпринимателя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.04.10 г. должностным лицом инспекции на основании поручения зам. Начальника инспекции от 02.04.10 г. N 241 была проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с населением в торговой точке предпринимателем.
В ходе проверки был составлен акт N 79 от 05.04.10 г., в котором указано, что предприниматель оприходовала выручку, полученную с применением ККТ один раз за несколько дней, например, с 03.01.10 г. по 23.01.10 г. и т.д.
05.04.10 г. по итогам проверки главным госналогинспектором Ирба В.Н. был составлен протокол N 37 об административном правонарушении в отношении предпринимателя по признакам совершения административного правонарушения по ст. 15.1 КоАП РФ, в котором нашло отражение, что предприниматель оприходовала выручку, полученную с применением ККТ один раз в несколько дней, чем нарушены п. 6 раздела 6 "Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденных заместителем министра финансов РФ 30.08.93 г. N 104 и п. п. 22, 24 раздела 3 Порядка ведения кассовых операций в РФ утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.93 г. N 40.
Указанный протокол был составлен в присутствии предпринимателя, которая дала собственноручные письменные пояснения относительно того, что с результатами проверки не согласна, т.к. все денежные средства приходуются ежедневно (предоставлена касса) - недочет в порядке оформления кассовой книги.
В тексте протоколе указано, что рассмотрение дела состоится 06.04.10 г. в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Аксай, ул. Вартанова, 3. Под указанным извещением имеется подпись предпринимателя.
06.04.10 г. административное дело в отношении предпринимателя в ее присутствии было рассмотрено, по результатам чего вынесено постановление N 39 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением предприниматель обратился в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях предпринимателя отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Основаниями для привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ являются нарушение требований работы с денежной наличностью и кассового обслуживания, установленные Порядком ведения кассовых операций и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 05.01.98 N 14-П (далее - Положение N 14-П).
Данные нормативные акты Центрального банка Российской Федерации устанавливают определенные обязанности, касающиеся оприходования в кассу денежной наличности, порядка хранения свободных денежных средств, для предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций установлена обязанность предприятий вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пункту 12 Порядка ведения кассовых операций кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Постановления Госкомстата России N 88 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, в том числе форма КО-4 "Кассовая книга".
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций (пункт 1.1) распространяются на юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц (пункт 2 в редакции от 03.05.00 N 36 Постановления Госкомстата России N 88).
Кассовая книга как документ, применяемый для учета поступлений и выдачи наличных денег организаций в кассе, является документом бухгалтерского учета.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Действие Закона N 129-ФЗ распространяется только на организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета) утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.02 N 86н/БГ-3-04/430.
Пунктом 4 Порядка учета установлена обязанность индивидуальных предпринимателей по ведению учета доходов и расходов и хозяйственных операций путем фиксирования в книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Данный Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачивается ЕНВД и ЕСХН.
Постановлением Госкомстата России N 88 утверждены согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, которые введены в действие с 01.01.99.
Пунктом 1.1 Постановления Госкомстата России N 88 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, в том числе КМ-4 "Журнал кассира-операциониста". Указанные в пункте 1 Постановления Госкомстата России N 88 унифицированные формы первичной документации распространяются на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях экономики (пункт 2 Постановления Госкомстата России N 88).
При таких обстоятельствах обязанность по выполнению требований Порядка ведения кассовых операций и Положения N 14-П, а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету кассовых операций - КО-4 "Кассовая книга", а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин - КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" возложена на юридических лиц всех форм собственности. Определенные обязанности по исполнению положений Порядка учета и Положения N 14-П возлагаются также на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций: руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера, кассира).
На индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не возложена обязанность по ведению унифицированной формы первичной учетной документации: КО-4 "Кассовая книга" и другие обязанности, указанные налоговой инспекцией в протоколе об административном правонарушении от 22.12.09 N 141/76 и постановлении от 25.12.09 N 141/76.
Порядок учета не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым уплачивается ЕНВД. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, не обязаны вести книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Основанием для привлечения к ответственности предпринимателя послужило то обстоятельство, что он не оприходует денежную наличность и не ведет кассовую книгу.
Между тем вследствие отсутствия у предпринимателя обязанности по оприходованию денежной наличности его бездействие не является противоправным, а, следовательно, предприниматель не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС СКО от 28.07.10 г. по делу N А53-3168/2010.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.10 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 n 15АП-8037/2010 по делу n А53-8492/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также