Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2008 по делу n А53-11006/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 299-00-06,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-11006/2007-С6-48

14 января 2008 г.                                                                                15АП-785/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 января 2008 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ткаченко Т.И., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черняк Е.В.

при участии:

от заявителя:– генеральный директор ОАО «Мартыновская автобаза» Петраков Анатолий Федорович, представитель Беспалов Сергей Петрович по доверенности б/н  от 09.01.2008г.;

от заинтересованного лица:  начальник отдела государственной  экологической экспертизы и нормирования Кушнарева Ирина Александровна по доверенности № 01/7 от 09.01.2008г., удостоверение № 155, представитель Солодовникова  Ольга Николаевна по доверенности №01/3 от 09.01.2008г.;

от третьего лица: заместитель начальника отдела Рыбянец Сергей Николаевич по доверенности №1Д от 09.01.2008г. по 31.12.2008г., удостоверение №289 выдано 20 сентября 2006г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Мартыновская автобаза»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 07.11.2007г. по делу № А53-11006/2007-С6-48

по заявлению открытого акционерного общества «Мартыновская автобаза»

к заинтересованному лицу Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов по Ростовской области

при участии третьего лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о  признании незаконными отказа в продлении разрешения на размещение отходов производства, 

принятое в составе судьи Комурджиевой И.П.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Мартыновская автобаза» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов по Ростовской области о признании незаконным отказа Комитета в продлении обществу разрешения на размещение отходов производства на 2007 г., выраженного в письменном ответе от 14.06.2007 г. №01/25-76, а также обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества посредством выдачи подтверждения на размещение отходов производства в ОАО «Мартыновская автобаза» (с учетом уточненных требований).

Решением суда от 7.11.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что деятельность по размещению опасных отходов, является лицензируемой, соответствующей лицензии  общество не имеет, в связи с чем оснований для удовлетворения требований общества не имеется.

Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК Ф. в апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оборотом, обезвреживанием, транспортированием и размещением отходов ОАО «Мартыновская автобаза» не занимается, а накопление отходов производства, образующихся в результате основной производственной деятельности общества и передаваемых в последующем на предприятия, имеющие лицензию, для утилизации, лицензированию не подлежит.

В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. На территории ОАО «Мартыновская автобаза» организованы объекты хранения опасных отходов, оборудованные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, вывоз отходов с предприятия после их временного размещения (хранения) осуществляется заявителем собственным транспортном, один из видов отходов (минеральный шлам) используется обществом. Данные обстоятельства, по мнению Комитета, свидетельствуют об осуществлении обществом трех операций с опасными отходами, входящих в состав лицензируемого вида деятельности, а именно: размещение отходов в оборудованных для этих целей объектах, транспортировку отходов, использование отходов.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы Комитета, просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на то, что доводы общества о том, что оно не занимается деятельностью, подлежащей лицензированию, не соответствуют действительности, а разработанная ОАО «Мартыновская автобаза» и утвержденная МТУ Ростехнадзора по ЮФО  нормативная природоохранная документация свидетельствует о необходимости получения предприятием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке опасных отходов. 

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали изложенные выше доводы.

Изучив материалы дела,  выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела, ОАО «Мартыновская автобаза» является автотранспортным предприятием, в процессе деятельности которого образуются промышленные отходы. В этой связи 05.04.2006 г. Управление по технологическому и экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Ростовской области утвердило разработанный обществом  Проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения сроком на 5 лет (уведомление №30-02/1937 – л.д. 11 т.1). При этом  обществу разъяснено, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №461 от 16.06.2000 г. «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установление лимитов размещения отходов в течение срока действия соответствующего Проекта подлежит ежегодному дополнительному согласованию и подтверждению, осуществляемому Управлением Ростехнадзора на основании заявления общества.

Ввиду отсутствия в Ростовской области на момент утверждения названного Проекта лимитов нормативно-технической базы для исполнения требования Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»  в части лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (и объективной невозможности получения хозяйствующими субъектами на территории Ростовской области в период со второго полугодия 2005 г. до окончания 2006 г. лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности) обществу «Мартыновская автобаза»  Управлением Ростехнадзора по Ростовской области были установлены лимиты на размещение отходов по Указанному проекту сроком на 1 год при отсутствии у общества лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

25.05.2007 г. ОАО «Мартыновская автобаза» направило в уполномоченный орган заявление о ежегодном подтверждении лимитов на размещение отходов (л.д. 6 т.1), рассмотрев которое Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов по Ростовской области отказал письмом от 14.06.2007 г. №01-2576 обществу в подтверждении ранее установленных ему лимитов, мотивировав свой отказ необходимостью получения обществом лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д. 10 т.1).

Считая указанный отказ незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.

В силу п.2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания  незаконным решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц  является несоответствие его закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности.

При этом формулировка приведенной статьи закона свидетельствует о том, что удовлетворение заявленных обществом требований возможно только в случае одновременного выполнения двух закрепленных в ней условий (то есть как несоответствия оспариваемого обществом письма требованиям действующего законодательства, так и нарушения им прав и законных интересов заявителя).

Принимая решение, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ обществу в утверждении лимитов размещения отходов по мотивам отсутствия у заявителя лицензии на осуществление данного вида деятельности соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, материалами дела подтверждается и заявителем жалобы не оспаривается, что в процессе производственной деятельности ОАО «Мартыновская автобаза» образуются 10 видов опасных производственных отходов. На территории общества имеются объекты, специально оборудованные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в которых осуществляется накопление и хранение указанных выше отходов. По мере накопления соответствующие отходы вывозятся обществом собственным автотранспортом и передаются специализированным предприятиям для их дальнейшей утилизации (л.д. 125-126, 170-171 т.1). Один из видов отходов (минеральный шлам) используется предприятием в производственной деятельности.

Основываясь на положениях Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ, ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», СанПин 2.1.7.322-03  (определяющие понятия хранения отходов и объектов размещения отходов), суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что временное содержание обществом на специально предназначенных для этого объектах   опасных отходов подпадает под признаки хранения соответствующих отходов, перевозка отходов собственным транспортном свидетельствует об осуществлении обществом деятельности по их транспортировке, а применение минерального шлама (являющегося отходом основной деятельности общества) в производственной деятельности свидетельствует о совершении ОАО «Мартыновская автобаза» операции по использованию отходов.

Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о подтверждении лимитов, предусмотрела необходимость получения лицензии для осуществления деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Таким образом, требование Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов о получении ОАО «Мартыновская автобаза» лицензии на осуществление обществом соответствующих видов деятельности соответствует нормам действовавшего на момент его вынесения законодательства РФ.

Доводы заявителя жалобы о том, что общество не занимается деятельностью по хранению, транспортировке и использованию опасных отходов не соответствуют обстоятельствам дела и подлежат отклонению. То обстоятельство, что производственные отходы являются следствием основной деятельности  ОАО «Мартыновская автобаза», не опровергает факта осуществления последним их  хранения, перевозки и использования (то есть лицензируемых видов деятельности). Иных доводов и доказательств в подтверждение своей позиции обществом  не представлено.

В соответствии с п.7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. №461, для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица должны представить в территориальные органы уполномоченного органа, в том числе копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При этом в силу п.10 названных Правил представление установленных данными правилами документов не в полном объеме является основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Материалами дела подтверждается, что лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов ОАО «Мартыновская автобаза» не имеет, копия соответствующей лицензии вместе с заявлением о подтверждении действия лимитов на размещение отходов обществом не представлена. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что отказ обществу в подтверждении лимитов на размещение отходов соответствует законодательству РФ, а потому оснований для удовлетворения требований общества о признании соответствующего отказа незаконным не имеется.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене не установлено.

Госпошлина по апелляционной жалобе в силу ст. 110 АПК РФ относится на заявителя и была уплачена ОАО «Мартыновская автобаза» при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение №457 от 04.12.2007 г. – т.2 л.д. 8).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2007 г. оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           С.И. Золотухина

Судьи                                                                                             Т.И. Ткаченко

Н.Н. Смотрова

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2008 по делу n А32-13601/2007. Возврат госпошлины  »
Читайте также