Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 n 15АП-6836/2010 по делу n А53-2563/2010 По делу о признании договора энергоснабжения на поставку тепловой энергии и теплоносителя недействительным в части определения количества тепловой энергии, потребляемой жилищным фондом в отсутствие приборов учета, применении последствий недействительности части договора.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2010 г. N 15АП-6836/2010
Дело N А53-2563/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корневой Н.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Корневой Н.И.
при участии:
от истца: представитель Сабитов П.А., дов. от 01.06.2010;
от ответчика: представитель Рощин В.В., дов. от 16.05.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая организация ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.05.2010 г. по делу N А53-2563/2010
по иску ООО "Управляющая организация ЖКХ"
к ответчику МУП "Теплокоммунэнерго"
о признании договора недействительным в части
принятое в составе судьи Илюшина Р.Р.
установил:
ООО "Управляющая организация ЖКХ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к МУП "Теплокоммунэнерго" (далее - предприятие) о признании недействительными пунктов 5.3 и 6.1 договора энергоснабжения N 717/7 от 01.02.2008 г.
До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил признать договор энергоснабжения на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 717/7 недействительным в части пунктов 5.3 и 6.1 с момента его заключения, в части определения количества тепловой энергии потребляемой жилищным фондом; применить последствия недействительности части договора. Учет и расчет потребления тепловой энергии жилищным фондом, при отсутствии приборов учета, производить на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", статьи 157 Жилищного кодекса РФ, нормативов потребления, утвержденных органом местного самоуправления. Расчеты за тепловую энергию и горячее водоснабжение потребленные жилищным фондом при отсутствии приборов учета производить по ставкам оплаты населением за отопление и горячее водоснабжение.
Решением суда от 17.05.2010 в удовлетворении иска отказано. Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что оспариваемые истцом положения договора энергоснабжения применительно к бесприборному учету энергии в жилом фонде формально не соответствуют положениям Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Правила N 307), однако, из материалов дела усматривается, что согласно приложению N 1 к договору энергоснабжения ответчик поставлял теплоэнергию не только в жилые дома, управление которыми осуществляет истец, но и нежилые помещения, в отношении которых названные Правила не применяются. Кроме того, суд первой инстанции указал, что фактически начисление платы за пользование теплоэнергией жилым фондом осуществлялось ответчиком с учетом положений Правил N 307 и Жилищного кодекса Российской Федерации. Судом также указано на невозможность применения реституции, поскольку теплоэнергия была оплачена истцом на основании Правил N 307.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобы, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на необоснованность отказа в удовлетворении иска только на том основании, что часть помещений многоквартирных домов являются нежилыми, поскольку в ходе производства по делу истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил признать оспариваемые пункты договора недействительными только в части объектов жилого фонда. По мнению заявителя жалобы, оспариваемые пункты договора не соответствуют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307 в части определения количества потребленной жилым фондом тепловой энергии при отсутствии приборов учета, что позволяло предприятию при определении задолженности общества по оплате отпущенной тепловой энергии применять различные методы для определения ее количества, в том числе и противоречащие нормам действующего законодательства, в связи с чем данное противоречие должно быть устранено путем признания соответствующих пунктов договора недействительными и применения реституции в виде обязания предприятия при отсутствии приборов учета, производить расчет и учет на основании Правил N 307, статьи 157 Жилищного кодекса РФ, нормативов потребления, утвержденных органом местного самоуправления, расчеты за тепловую энергию и горячее водоснабжение потребленные жилищным фондом при отсутствии приборов учета производить по ставкам оплаты населением за отопление и горячее водоснабжение.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали правовые позиции, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между предприятием (энергоснабжающая организация) и обществом (абонент) был заключен договор энергоснабжения от 01.02.2008 г. N 717/7 (в редакции протокола разногласий и акта согласования от 01.02.2008 г.), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и химочищенную воду по каждому адресу, указанному в приложении N 1 к договору на условиях договора, а абонент обязался оплачивать принятую тепловую энергию в установленные сроки и соблюдать предусмотренный режим ее потребления.
В договоре стороны предусмотрели, что при отсутствии приборов учета, их неисправности свыше 15 суток в течение года с момента приемки узла учета в эксплуатацию, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб энергоснабжающей организацией, а также при превышении нормативной погрешности работающих приборов учета расчет количества потребляемой тепловой энергии производится по максимальной величине от договорной нагрузке в порядке, предусмотренном "Правилами учета отпуска тепловой энергии" ПР 34-70-010-85 (раздел 5) по фактическому теплоотпуску от теплоисточников в пропорции к договорным нагрузкам с учетом отключений систем теплопотребления в расчетный период. При этом количество потребляемой тепловой энергии на отоплении и вентиляцию по отдельному абоненту принимается пропорционально максимальной часовой тепловой нагрузке, а количество тепловой энергии на горячее водоснабжение, технологию, а также водопотребление - пропорционально среднечасовой договорной величине водоразбора. При отсутствии приборов учета у абонента и на котельных энергоснабжающей организации, количество потребленной тепловой энергии для отопления вентиляции и горячего водоснабжения определяется расчетным путем в соответствии с "Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", утвержденной Приказом Госстроя N 105, в зависимости от температуры наружного воздуха (п. 5.3.).
Расчеты за потребленную тепловую энергию и химочищенную воду производятся по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ростовской области, Администрацией г. Ростова-на-Дону. Об изменении тарифов в течение времени действия настоящего договора сообщается через средства массовой информации (п. 6.1.).
Ссылаясь на то, что пункты 5.3 и 6.1 договора противоречат жилищному законодательству Российской Федерации и Правилам N 307, общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании названных пунктов договора недействительными и применении последствий недействительности сделки.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанное положение конкретизируется в Правилах N 307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.08.2009 N 7048/09 указанные положения Правил N 307 признаны соответствующими Жилищному кодексу Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходит из того, что к спорным отношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307 (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/2009, от 22.09.2009 N 5290/09).
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 разъяснено, что согласно положениям статьи 548, пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса. В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса к иным правовым актам относятся Правила N 307.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации управляющей организацией как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги. Учитывая норму пункта 8 Правил N 307, к отношениям сторон применяются положения Жилищного кодекса и названных Правил. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Установив, что оспариваемый обществом пункт 5.3 договора энергоснабжения от 01.02.2008 г. N 717/7 не соответствует требованиям действующего жилищного законодательства и Правилам N 307 применительно к бесприборному учету энергии в жилом фонде, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска в указанной части, сославшись на то, что в соответствии с материалами дела предприятие поставляло теплоэнергию не только в жилые дома, управление которыми осуществляет общество, но и нежилые помещения, в отношении которых названные Правила не применяются.
Между тем, отказывая в признании недействительным пункта 5.3 договора энергоснабжения от 01.02.2008 г. N 717/7 в части, касающейся жилого фонда, суд первой инстанции не учел, что в ходе рассмотрения дела истцом было заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому общество просило признать названный пункт договора недействительным только в части определения количества тепловой энергии, потребляемой жилищным фондом.
Приняв уточнение исковых требований и констатировав несоответствие пункта 5.3 договора энергоснабжения от 01.02.2008 г. N 717/7 нормам жилищного законодательства и Правилам N 307 в части определения количества тепловой энергии, потребляемой жилищным фондом в отсутствие приборов учета, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении иска в указанной части, в связи с чем решение суда следует изменить, а пункт 5.3 договора в оспариваемой части признать недействительным.
В остальной части решение суда является законным, обоснованным и оснований для его изменения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Заявляя требование о признании пункта 6.1 договора энергоснабжения от 01.02.2008 г. N 717/7 недействительным, истец не привел конкретных правовых норм, которым данный пункт договора противоречит.
Толкование пункта 6.1 договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом буквального значения содержащихся в нем слов и выражений свидетельствует о достижении сторонами соглашения том, что расчеты за потребленную тепловую энергию и химочищенную воду производятся по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ростовской области, Администрацией г. Ростова-на-Дону. Об изменении тарифов в течение времени действия настоящего договора сообщается через средства массовой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу статей 2, 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 n 15АП-6759/2010 по делу n А32-5571/2010 По делу о взыскании вексельной суммы, процентов, предусмотренных в простых процентных векселях, процентов за несвоевременную оплату векселей, а также расходов по оплате услуг представителя.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также