Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 n 15АП-8154/2010 по делу n А32-8022/2010 По делу об отмене постановления прокурора о привлечении к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2010 г. N 15АП-8154/2010
Дело N А32-8022/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Лазаревского района города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07 мая 2010 года по делу N А32-8022/2010, принятое судьей Гречка Е.А.,
по заявлению Прокурора Лазаревского района города Сочи
к заинтересованному лицу - обществу с ограниченной ответственностью "ЛИС"
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛИС" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
Прокурор Лазаревского района города Сочи (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЛИС" (далее - общество, ООО "ЛИС") о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки аптеки, принадлежащей ООО "ЛИС", на предмет соблюдения требований законодательства, регулирующего оборот лекарственных средств и изделий медицинского назначения, выявлены нарушения. Обществом допущено нарушение требований пункта 3.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1996 года N 377. Обществом также нарушены требования пункта 3.19 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях (отраслевой стандарт 91500.05.00007-2003), утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04 марта 2003 года N 80. Указанное выше, в свою очередь, является нарушением пункта 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 июля 2006 года N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", статьи 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Таким образом, ООО "ЛИС" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 07 мая 2010 года в удовлетворении требований Прокурора Лазаревского района города Сочи о привлечении ООО "ЛИС" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта и вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Между тем, посчитав пропущенным срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 4 статьи 4.5 КоАП РФ, отказал в привлечении к административной ответственности. В подтверждение обоснованности пропуска срока привлечения к административной ответственности суд первой инстанции указал, что днем совершения административного правонарушения является дата составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, то есть 12 февраля 2010 года, таким образом, срок привлечения к административной ответственности истек 12 апреля 2010 года.
Не согласившись с указанными выводами, Прокурор Лазаревского района города Сочи обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил его отменить, приняв по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим:
- установленные законодательством нормы и правила хранения, реализации лекарственных средств направлены на защиту прав потребителей, их главной задачей является обеспечение контроля качества лекарственных средств с целью предотвращения продажи потребителю некачественной лекарственной продукции;
- срок привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек, поскольку совершенное обществом правонарушение влияет на законные права и интересы потребителей, а, следовательно, к спорным правоотношениям применяется годичный, а не двух месячный срок привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало, что выявленные в результате проверки общества нарушения не подпадают под квалификацию как грубое нарушение, то есть невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2007 года N 416, не может быть квалифицировано по статье 14.1 КоАП РФ. Кроме того, ссылка Прокурора на возможность применения к указанному правонарушению годичного срока давности привлечения является надуманной и основанной на неправильном толковании части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
ООО "ЛИС" и Прокурор Лазаревского района города Сочи представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем у суда имеются почтовые уведомления N 344002 28 48929 3, 344002 28 48928 6, 344002 28 48927 9.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛИС" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022302794821.
ООО "ЛИС" имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 15 марта 2007 года N 23-02-000037, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Лицензия выдана на виды деятельности: розничная торговля лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами, согласно спискам ПККН, по адресу: г. Сочи, п. Лазаревское, ул. Павлова, 57/2.
Прокуратурой Лазаревского района города Сочи проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего оборот лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в деятельности аптеки, принадлежащей ООО "ЛИС".
В ходе проверки установлены нарушения лицензионных требований и условий, выразившиеся в нарушении условий хранения лекарственных средств:
- лекарственные средства и медицинские препараты складируются на полу торгового зала;
- в помещении аптеки не соблюдены условия хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры. На момент проверки гигрометры находились в неисправном состоянии. Журналы учета температурного режима своевременно не заполняются.
12 февраля 2010 года по результатам проверки, проведенной в отношении общества, Прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "ЛИС" по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
27 февраля 2010 года Прокурор Лазаревского района города Сочи обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "ЛИС" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины общества в его совершении, однако, отказал в привлечении к ответственности ввиду истечения двух месячного срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (в редакции 21 декабря 2009 года, действовавшей на момент обнаружения факта совершения административного правонарушения).
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 47 ФЗ "О лицензировании" лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.
Статьей 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 27 декабря 2009 года, действовавшей на момент проведения проверки) (далее - ФЗ "О лицензировании") предусмотрено, что лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
С целью реализации полномочий, представленных Правительству Российской Федерации статьей 5 ФЗ "О лицензировании", Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2006 года N 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение).
Подпунктом "в" пункта 4 Положения (в редакции от 08 августа 2009 года, действовавшей на момент проведения проверки) установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
В соответствии с пунктом 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.
С учетом изложенного, применительно к обстоятельствам данного дела можно утверждать, что грубым нарушением лицензионных требований будет является нарушение положения статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", правил продажи лекарственных средств, обязательных к соблюдению при осуществлении фармацевтической деятельности.
Пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в редакции от 13 декабря 2008 года, действовавшей на момент проведения проверки) определено, что виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
В соответствии с указанной статьей Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04 марта 2003 года N 80 утвержден Отраслевой стандарт. Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения (ост 91500.05.0007-2003) (в редакции от 18 апреля 2007 года, действовавшей на момент проведения проверки) (далее - ОСТ 91500.05.0007-2003).
Пунктом 1.2 ОСТ 91500.05.0007-2003 предусмотрено, что настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Согласно пункту 2.8 указанного выше ОСТ аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.
В соответствии с пунктом 3.10 ОСТ 91500.05.0007-2003 помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность.
Пунктом 3.19 ОСТ 91500.05.0007-2003 установлено, что аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения хранения термолабильных лекарственных препаратов
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 n 15АП-8079/2010 по делу n А53-4990/2010 По делу об обязании таможенного органа возвратить компании излишне уплаченные таможенные платежи.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также