Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 n 15АП-7768/2010 по делу n А53-30601/2009 По делу об обязании осуществить передачу многоквартирного жилого дома в управление ТСЖ, восстановить и передать ТСЖ техническую и иную связанную с управлением жилым многоквартирным домом документацию, а также о взыскании с ответчиков судебных расходов по оплате услуг представителя.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2010 г. N 15АП-7768/2010
Дело N А53-30601/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от истца: председателя правления Жилиной М.А., представителя по доверенности Мандрыкина С.П. (доверенность от 02.11.09 г. N 02/11 сроком действия 3 года)
от ответчиков: представителя по доверенности Мантровой Т.Н. (доверенность от 04.08.10 г. сроком действия до 31.12.10 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "На Газетном"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 31 мая 2010 г. по делу N А53-30601/2009
по заявлению Товарищества собственников жилья "На Газетном"
к заинтересованным лицам Администрации Октябрьского района г. Ростов-на-Дону, муниципальному учреждению "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Октябрьского района" г. Ростов-на-Дону, обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Лидер"
при участии третьего лица МУ "Департамент Архитектуры и Градостроительства" г. Ростова-на-Дону
об обязании
принятое в составе судьи Липатовой В.И.
установил:
товарищество собственников жилья "На Газетном" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону (далее - администрация), Муниципальному учреждению "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Октябрьского района" г. Ростова-на-Дону (далее - учреждение), обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Лидер") (далее - общество), в котором просило: обязать ответчиков в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить передачу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, переулок Газетный N 92/85, в управление ТСЖ путем составления акта приема-передачи и акта технического состояния общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; обязать учреждение и общество в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить и передать ТСЖ следующую техническую и иную связанную с управлением жилым многоквартирным домом документацию, а именно: проектную документацию на жилой многоквартирный дом N 92/85 по переулку Газетный в городе Ростове-на-Дону, в том числе, утвержденную проектную документацию на тепловые энергоустановки (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; утвержденную проектную документацию на электроустановки (чертежи, пояснительные записки и др.), со всеми последующими изменениями; утвержденную проектную документацию на внутридомовые сети водопровода и канализации; исполнительные чертежи и схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, электроснабжения в том числе, исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений; исполнительные чертежи контуров заземления; исполнительные схемы водоснабжения и водоотведения, исполнительные чертежи сетей газоснабжения; исполнительные схемы механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в доме; технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей, технические паспорта тепловых пунктов, технические паспорта основного электрооборудования (соответствии с уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ 03.02.10 г. требованиями, т. 1. л.д. 61 - 62). ТСЖ так же просило о взыскании с ответчиков в его пользу судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 15000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что после создания ТСЖ ответчики были обязаны передать ТСЖ дом в управление, а также необходимую для его эксплуатации техническую документацию.
Решением от 31.05.10 г. суд отказал ТСЖ в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что ТСЖ избрало неверный способ защиты. В обоснование этого вывода суд сослался на то, что ответчиками по делу не соблюдена процедура передачи многоквартирного дома в управление, установленная действовавшим в период возникновения спорных правоотношений постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 22.06.2006 N 690 "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление" (далее - постановление N 690). Так, в деле отсутствуют доказательства того, что глава администрации выполнил требования п. 6 приложения N 1 к постановлению N 690 и, получив заявление ТСЖ о передаче дома, уведомил учреждение и общество о выбранном собственниками квартир дома способе управления и начале процедуры приема-передачи многоквартирного дома. В связи с этим, по мнению суда, адекватным способом защиты нарушенных прав ТСЖ было бы обжалование в суд в порядке гл. 24 АПК РФ бездействия ответчиков применительно к исполнению требований постановления N 690, либо действий, нарушающих это постановление.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ подало на него в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и заявленные требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что ТСЖ выбрало надлежащий способ защиты своих нарушенных прав. Ответчики в соответствии с п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пп. 8 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) были обязаны передать ТСЖ многоквартирный жилой дом и необходимую для его эксплуатации техническую и бухгалтерскую документацию. Однако основная часть технической документации не передана до настоящего времени. В связи с этим ответчики обязаны восстановить и передать эту документацию ТСЖ в силу ст. ст. 397, 398 ГК РФ.
Ответчики отзывов на жалобу не предоставили.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Администрация и учреждение своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Представители ТСЖ и общества не возражали против рассмотрения жалобы в их отсутствие. Учитывая изложенное, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей администрации и учреждения.
В судебном заседании представители ТСЖ настаивали на отмене решения, сославшись на доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Пояснили, что дом 1972 года постройки. До общества этот дом обслуживался ЖЭУ-10. У ТСЖ не имеется письменных доказательств того, что обществу передавалась истребуемая от него в настоящем деле техническая документация, но она могла иметься, так как общество создано на базе ЖЭУ-10. Необходимость в получении ответов на запросы в ОАО "Ростовэнерго" и ООО "N Лукойл-Ростовэнерго" у ТСЖ отпала.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Указал, что общество передало ТСЖ всю имевшуюся у него техническую документацию на дом. Иной документации на дом общество от администрации и учреждения не получало. В связи с этим на общество не может быть возложена обязанность восстановить эту документацию в случае, если она утрачена.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, жилой многоквартирный дом N 92/85 по переулку Газетный в городе Ростове-на-Дону 1972 года постройки значился в реестре муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону.
С 01.01.06 г. учреждение передало обязанности по управлению домом обществу на основании договора N 1/2006-1УК управления объектами муниципального жилищного фонда (т. 2, л.д. 2 - 22).
14.08.06 г. на основании решения общего собрания собственников помещений в доме создано ТСЖ.
16.10.07 г. ТСЖ зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 15).
05.03.08 г. в учреждение поступило заявление ТСЖ о передаче дома на баланс ТСЖ, а также о передаче ТСЖ всей имеющейся документации на дом (т. 1. л.д. 27).
27.06.08 г. ТСЖ обратилось в администрацию с заявлением о передаче дома в управление ТСЖ (т. 1, л.д. 26).
14.11.08 г. ТСЖ по акту приема-передачи учреждением передана часть документации на дом (т. 1, л.д. 29 - 30).
26.02.09 г. ТСЖ в обратилось в администрацию с заявлением об исключении дома из реестра муниципального имущества и его передаче на баланс ТСЖ с составлением необходимых актов приема-передачи дома и документации на дом (т. 1, л.д. 28).
21.12.09 г. ТСЖ обратилось с рассматриваемым заявлением арбитражный суд, в котором просило обязать ответчиком передать ему техническую и иную документацию на дом, а также оформить акт технического дома и акт приема-передачи дома в управление ТСЖ.
Повторно изучив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования ТСЖ подлежали частичному удовлетворению в связи со следующим.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещения в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть изменен в любое время на основании его решения.
Создание товарищества собственников жилья относится к способу управления в многоквартирном доме в соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ. Следовательно, ТСЖ вправе потребовать техническую документацию для осуществления своих задач от прежней управляющей компании.
В силу п. 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Таким образом, в силу п. 10 ст. 162 ЖК РФ обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как создание товарищества собственников жилья.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития РФ.
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 декабря 2006 года за N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирный дом" указано, что техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила).
Согласно пункту 24 Правил сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В соответствии с пунктом 26 Правил в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 n 15АП-7727/2010 по делу n А53-5984/2010 По делу о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по договору оказания услуг по передаче электрической энергии.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также