Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2008 по делу n А53-5531/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-5531/2008-С4-19

14 июля 2008 г.                                                                                   15АП-3856/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2008 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.

при участии:

от заявителя: заместитель Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Бабенко Светлана Владимировна удостоверение №164388,старший помощник Южного транспортного прокурора Киселева Ирина Юрьевна удостоверение №164318,

от заинтересованного лица: представитель Грицихин Ярослав Валерьевич по доверенности от 04.05.2008 г.  (т.1 л.д. 102), удостоверение адвоката №2299 от 15.03.2004 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской транспортной прокуратуры

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09 июня 2008г. по делу № А53-5531/2008-С4-19

по заявлению Ростовской транспортной прокуратуры

к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью «Хапровская нефтебаза»

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,

принятое в составе судьи Колесник И.В.

УСТАНОВИЛ:

Ростовская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Хапровская нефтебаза» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением суда от 09.06.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что деятельность по погрузке-выгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте не является для общества основной, в связи с чем лицензии для ее осуществления обществу не требуется.

Не согласившись с принятым решением, Ростовская транспортная прокуратура обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что обязанность получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте установлена законом независимо от того, является ли этот вид деятельности для организации основным или нет; наличие же у предприятия ООО «Хапровская нефтебаза» лицензии на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, не освобождает юридическое лицо от необходимости получения лицензии на осуществление на железнодорожном транспорте погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения. В обоснование своей позиции общество указывает на наличие у него двух лицензий: на эксплуатацию опасного производственного объекта и на хранение нефти, газа и продуктов их переработки, полагая при этом, что слив-налив опасных грузов из железнодорожных цистерн входит в работы, осуществляемые в рамках хранения нефтепродуктов, и является неотъемлемой частью технологического производственного цикла, осуществляемого обществом. Отдельной деятельности по сливу с целью получения прибыли общество не осуществляет, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о возможности осуществления ООО «Хапровская нефтебаза» соответствующей деятельности при отсутствии лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность опасных грузов на железнодорожном транспорте.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали изложенные выше доводы.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 02.04.2008 г. Ростовской транспортной прокуратурой совместно с Южным управлением государственного железнодорожного надзора ФСНСТ проведена проверка исполнения ООО «Хапровская нефтебаза» требований федерального законодательства о лицензировании на железнодорожном транспорте. В ходе проверки установлено, что обществу принадлежат подъездные пути необщего пользования, расположенные по адресу Ростовская область, Мясниковский район, х. Калинин, ул. Школьная, 3, примыкающие к железнодорожным путям общего пользования станции Хапры Ростовского отделения СКЖД. На указанных путях общество своими силами осуществляет погрузку и выгрузку в вагоны - цистерны, подача и уборка которых производится специалистами СКЖД, опасных грузов (бензина), не имея при этом лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

Указанные обстоятельства, зафиксированные актом от 02.04.2008 г., послужили основанием для обращения Ростовской транспортной прокуратуры в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества «Хапровская нефтебаза» к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте распространяется на тех юридических лиц, для которых данная деятельность является основной. Для общества «Хапровская нефтебаза» данная деятельность основной не является, а осуществляется как элемент основной деятельности, на которую у него имеется соответствующая лицензия.

Данный вывод суда первой инстанции признается апелляционной инстанцией ошибочным.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Статьей 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.

Понятие опасного груза дано в ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ». Согласно данной статье  опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении, может  стать причиной взрыва, пожара, химического и иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

ГОСТом «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и Приложением №1 к Приказу МПС РФ №25 от 18.06.2003 г. «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах» бензин и дизельное топливо отнесены к третьему классу опасности грузов.

Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 года №134, определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных подъездных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Постановлением Правительства от 26 января 2006 года №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, в соответствии с которым лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте  осуществляет Федеральная служба по надзору Ространснадзор.

На основании пункта 1.5 Методических указаний по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте, утвержденных письмом Министерства путей сообщения Российской Федерации (выполнявшего до 2006г. функции лицензирующего органа применительно к лицензии на погрузку-выгрузку грузов на железнодорожном транспорте) 10 октября 2002 года, лицензию получают все юридические лица независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие (или планирующие осуществлять) лицензируемую деятельность на железнодорожном транспорте.

В сфере погрузочно-разгрузочной деятельности лицензия получается как организациями федерального железнодорожного транспорта, так и другими организациями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на железнодорожных подъездных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая ручным или механизированным способом, вне зависимости от состава погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя погрузочно-разгрузочных сооружений и технических средств.

В соответствии с Рубрикатором выполняемых работ и услуг по лицензируемым видам деятельности (приложение №12 к Методическим указаниям от 10.10.2002г.) видами погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте являются: погрузка грузов и контейнеров в вагоны и выгрузка их из вагонов, перегрузка грузов и контейнеров из вагонов в вагоны, сортировка грузов и контейнеров в вагонах, загрузка грузов и контейнеров в автомобили и автополуприцепы и выгрузка из них, связанная с их перевозками на железнодорожном транспорте, внутрискладские работы (сортировка, отвалка, штабелирование, внутрискладское перемещение грузов и контейнеров), связанные с перевозками железнодорожным транспортом, загрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них при перевозках контейнеров железнодорожным транспортом, слив и налив жидких грузов, загрузка автомобилей в вагоны и выгрузка их из вагонов, выполняемая различными способами (с помощью кранов, своим ходом, накатом, выкатом и др.), прочие погрузочно-разгрузочные работы при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Факт осуществления ООО «Хапровская нефтебаза» погрузочно-разгрузочных работ в отношении прибывших в адрес общества цистерн с нефтепродуктами подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями его исполнительного директора (т.1 л.д. 16), и не оспаривается обществом.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.

Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о принятии ООО «Хапровская нефтебаза» всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства РФ в области лицензирования (ст. 2.1 КоАП РФ).

Доводы общества о том, что лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте ООО «Хапровская нефтебаза» не требуется ввиду того, что деятельность по погрузке-выгрузке нефтепродуктов не является для общества основной, не направлена на извлечение прибыли и осуществляется на подъездных путях необщего пользования, в связи чем наличие у общества лицензии на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта достаточно для осуществления соответствующего вида деятельности, подлежат отклонению как необоснованные.  

Эксплуатация взрывоопасного производственного объекта и осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте являются согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона №128-ФЗ самостоятельными лицензируемыми видами деятельности, осуществление которых  при отсутствии на то специальной лицензии запрещено. Действующее законодательство не ставит возможность осуществления лицензируемого вида деятельности лишь при наличии лицензии в зависимость от того, является ли соответствующая деятельность для лица, ее осуществляющего, основной  и приносящей прибыль либо неосновной. Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузоразгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность, связанную с угрозой возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, лицензионные условия осуществления данного вида деятельности отличны от лицензионных условий деятельности по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта. В этой связи приведенные выше аргументы общества не могут быть приняты судом как доказательство отсутствия в действиях ООО «Хапровская нефтебаза» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем апелляционная инстанция не находит оснований к отмене решения суда и удовлетворения заявления прокурора о привлечении общества «Хапровская нефтебаза» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ по причине пропуска срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество осуществляло разгрузочные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте без лицензии в апреле 2008 г., что установлено прокуратурой 03.04.08г. (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении – л.д. 7-11 т.1), следовательно, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции указанный выше двухмесячный  срок давности истек, поэтому правовые основания для привлечения общества «Хапровская нефтебаза» к административной ответственности и для удовлетворения заявления прокурора отсутствуют.

Федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности. Кроме того, в силу ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Ростовской области от 09 июня 2008 года оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           С.И. Золотухина

Судьи                                                                                             Н.Н. Иванова

Т.И. Ткаченко

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2008 по делу n А32-1639/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также