Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 n 15АП-7618/2010 по делу n А32-10345/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ за нарушение требований законодательства о хранении документов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2010 г. N 15АП-7618/2010
Дело N А32-10345/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.
судей Л.А. Захаровой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ЗАО "Югщит": не явился, извещен надлежащим образом (конверты N 40315, 40316),
от РО ФСФР в Прикубанском регионе: не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 05.07.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЮГЩИТ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19 мая 2010 года по делу N А32-10345/2010,
принятое судьей Руденко Ф.Г.,
по заявлению закрытого акционерного общества "ЮГЩИТ"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
закрытое акционерное общество "Армавирский межрайонный инженерно-образовательный центр пожарной безопасности, технологий защиты и повышения квалификации" - ЗАО "Югщит" (далее - ЗАО "Югщит") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе (далее - РО ФСФР в Прикубанском регионе) о признании незаконным и отмене постановления N 18-10-029/пн от 12.03.2010 о привлечении ЗАО "Югщит" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда от 19 мая 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил хранения документов, в том числе вина общества в его совершении.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Югщит" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что хранение документов было организовано обществом и обеспечивалось единоличным исполнительным органом общества, обязанности по ведению и хранению реестра акционеров и иных документов были возложены на главного бухгалтера, которая изъяла и незаконно удерживает данные документы.
В судебное заседание не явились представители ЗАО "Югщит" и РО ФСФР в Прикубанском регионе, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
ЗАО "Югщит" считается извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в силу п. 2 ч. 2 ст. 123 АПК РФ несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением Руководителя РО ФСФР России в Прикубанском регионе от 17.06.2009 N 18-09-084-03/пр была проведена камеральная проверка деятельности ЗАО "Армавирский межрайонный центр пожарной безопасности" - ЗАО "Югщит".
В связи с проведением проверки РО ФСФР в Прикубанском регионе направило в адрес ЗАО "Армавирский межрайонный центр пожарной безопасности" (юридический адрес: г. Армавир, ул. Тургенева, д. 110; почтовый адрес: г. Армавир, ул. К.Маркса, 201 (территория ЗАО "Южгазстрой")) предписание N 18-09-ис-03/3317 от 03.11.2009 о предоставлении следующих документов:
1) копии учредительных документов ЗАО "Армавирский межрайонный центр пожарной безопасности" с приложением всех изменений и дополнений, действующих в период с 01.01.2006 по настоящее время;
Срок исполнения предписания установлен до 18.11.2009 (л.д. 9 - 10 приложения).
Во исполнение предписания ЗАО "Югщит" сопроводительным письмом от 12.11.2009 N 2/11 представило часть запрошенных документом. Относительно документов, запрошенных в пунктах 2, 3, 4, 5, 6 предписания, ЗАО "Югщит" указало, что документы не могут быть представлены по причине незаконного удержания указанных документов акционером ЗАО "Югщит" - бывшим главным бухгалтером ЗАО "Югщит" Мойса В.Н. при ее увольнении.
В связи с получением 17.11.2009 письма ЗАО "Югщит", в котором указано на невозможность представления документации по причинам их утраты обществом, начальником отдела контроля эмитентов и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках в отношении ЗАО "Югщит" составлен протокол об административном правонарушении N 18-10-020/ПР-АП от 27.01.2010 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ.
В протоколе указано, что ЗАО "Армавирский межрайонный центр пожарной безопасности" не были представлены копии протоколов проведенных общих собраний акционеров с 01.01.2006 до даты окончания проверки, копии протоколов счетной комиссии с 01.01.2006 до даты окончания проверки, копии протоколов проведенных заседаний совета директоров (наблюдательного совета) с 01.01.2006 до даты окончания проверки, а также соответствующий акт с указанием причины утраты данных документов, составление которого предусмотрено Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N 03-33/пс.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения корреспонденции с извещением (исх. N 18-10-мл-06/56 от 13.01.2010) сотруднику общества 15.01.2010, что подтверждается почтовым уведомлением N 35002096049648 (л.д. 24 приложения).
По результатам рассмотрения руководителем РО ФСФР в Прикубанском регионе вынесено постановление N 18-10-029/пн от 12.03.2010 о привлечении ЗАО "Армавирский межрайонный инженерно-образовательный центр пожарной безопасности, технологий защиты и повышения квалификации" (ЗАО "Югщит") к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановление вынесено с участием представителя общества - директора Мойса М.А.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ЗАО "Югщит" обжаловало его в арбитражный суд Краснодарского края.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требований общества.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 89 Федерального закона N 208-ФЗ от 24.11.1995 "Об акционерных обществах" общество обязано хранить, в том числе, следующие документы: внутренние документы общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции); бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров; списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Общество должно хранить документы, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с разделом II "Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ", утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N 03-33/пс, протоколы общих собраний акционеров, протоколы счетной комиссии, протоколы заседания совета директоров (наблюдательного совета) имеют постоянный срок хранения.
В соответствии с разделом III Положения организация хранения документов общества обеспечивается его единоличным исполнительным органом.
Хранению подлежат подлинники документов общества. В случае утраты или повреждения подлинника документа общества хранению подлежит заверенная в установленном порядке копия такого документа. О каждом случае утраты или повреждения подлинника документа общества должен быть составлен соответствующий акт с указанием причины утраты или повреждения, приобщаемый к передаваемой на хранение копии документа общества и подлежащий хранению вместе с ней. Указанный акт должен быть подписан руководителем структурного подразделения и утвержден единоличным исполнительным органом общества, а в случае утраты или повреждения документов бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности - также главным бухгалтером общества.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе протокола об административном правонарушении, ЗАО "Югщит" не обеспечило сохранность протоколов проведенных общих собраний акционеров, протоколов счетной комиссии, протоколов проведенных заседаний совета директоров (наблюдательного совета), также не были представлены подлежащие составлению в случае утраты данных документов акты, чем нарушен порядок хранения документов, установленный Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N 03-33/пс.
Таким образом, наличие в действиях ЗАО "Югщит" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ, является доказанным.
ЗАО "Югщит", будучи акционерным обществом, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.25 КоАП РФ. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Имея возможность для соблюдения установленного порядка хранения документов акционерных обществ, ЗАО "Югщит" не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
Судом не могут быть приняты доводы общества о том, что хранение документов было организовано и обеспечивалось единоличным исполнительным органом общества, обязанности по ведению и хранению реестра акционеров и иных документов были возложены на главного бухгалтера, которая изъяла и незаконно удерживает данные документы.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В нарушение ст. 65 АПК РФ ЗАО "Югщит" не представлено доказательств принятия всех необходимых мер к организации надлежащего хранения определенных законом документов, в том числе недопущения утраты указанных документов, а также их изъятия.
Как правильно указано судом первой инстанции, ненадлежащее исполнение своих обязанностей ответственным должностным лицом общества не указывает на отсутствие вины юридического лица, так как последнее приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через уполномоченные органы.
Суд не может признать в качестве достаточных принятие обществом в 2007 году мер по обращению в прокуратуру с заявлением о противоправных действиях бывшего главного бухгалтера. В ответе на обращение общества прокуратура указала на необходимость обращения в суд с иском об истребовании документации. Вместе с тем, в материалы дела обществом не представлено доказательств такого обращения. Также не представлено доказательств повторного обращения в прокуратуру, либо обжалования ее действий.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается виновное совершение ЗАО "Югщит" административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения,
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 n 15АП-7594/2010 по делу n А53-3517/2010 По делу о признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении ч. 1 ст. 17 ФЗ 'О защите конкуренции', выразившемся в объявлении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора на право заключения договора на поставку запасных частей к автотранспорту и спецтехнике, на выполнение строительно-монтажных работ, и проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора на право заключения договора на поставку материалов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также