Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 n 15АП-5996/2010 по делу n А32-4554/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2010 г. N 15АП-5996/2010
Дело N А32-4554/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от производственного кооператива "Вертикаль" - председатель - Кривошеев Анатолий Григорьевич, приказ от 08.12.2008 г. N 13,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю - представитель - Пилюгин Андрей Александрович, доверенность от 25.12.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу производственного кооператива "Вертикаль"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.02.2010 г. по делу N А32-4554/2010
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению производственного кооператива "Вертикаль"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
производственный кооператив "Вертикаль" (далее - ПК "Вертикаль") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - Росприроднадзор по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене постановления от 16.06.2009 г. N 01-28-226-ВН-1 о привлечении кооператива к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Решением суда от 12.02.2010 г. сумма штрафа уменьшена до 40 000 руб. Судебный акт мотивирован наличием в действиях кооператива состава вменяемого ему правонарушения. Нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Не согласившись с данным судебным актом, ПК "Вертикаль" обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда от 12.02.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании председатель кооператива поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что в результате деятельности кооператива опасные отходы не образуются. Концентрация пыли, образующейся в ходе производства щебня, не превышает действующие нормативные требования.
Представитель управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что при разработке карьера производится выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух кооперативом не проведена, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует.
В судебном заседании 21.07.2010 г. объявлен перерыв до 28.07.2010 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратурой г. Геленджика Краснодарского края в период с 01.04.2009 г. по 23.04.2009 г. проведена проверка соблюдения ПК "Вертикаль" требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что при осуществлении кооперативом деятельности по разработке месторождения для производства щебня образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако в нарушение законодательства об охране окружающей среды инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух кооперативом не проводится, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует.
По данному факту 23.04. 2009 г. в отношении ПК "Вертикаль" прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы административного дела направлены в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю для решения вопроса о привлечении кооператива к административной ответственности.
Постановлением управления от 16.06.2009 г. N 01-28-226-ВН-1 ПК "Вертикаль" привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 45 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, кооператив обратился в суд с настоящими требованиями.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
Пунктом 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Таким образом, нормативы ПДВ вводятся в действие специальным разрешением на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Из материалов дела усматривается, что кооператив "Вертикаль" осуществляет разработку Адербиевского месторождения (карьер Светлый) для производства щебня в районе г. Геленджик.
В ходе проведенной управлением Росприроднадзора проверки установлено, что у кооператива имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, такие как дробильно-сортировочный участок, линия по производству бетона и раствора, однако инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не проведена, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ и разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют.
Таким образом, административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что концентрация пыли, образующейся в ходе производства, не превышает действующие нормативные требования, не принимается апелляционной коллегией, поскольку указанное обстоятельство не освобождает кооператив от обязанности проведения инвентаризации выбросов и получения разрешения на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что кооперативом в нарушение вышеназванных требований природоохранного законодательства не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, заблаговременно не утвержден проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и допущена эксплуатация загрязняющих атмосферный воздух источников выбросов без соответствующего разрешения.
При этом доказательств принятия ПК "Вертикаль" всех необходимых мер, направленных на предотвращение нарушения требований природоохранного законодательства, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия также учитывает, что судом первой инстанции снижен назначенный кооперативу штраф до минимального предела, предусмотренного санкцией статьи 8.21 КоАП Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2010 г. по делу N А32-4554/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 n 15АП-5963/2010 по делу n А32-3593/2010 По делу о взыскании задолженности по договору аренды и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также