Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 по делу n А01-3708/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А01-3708/2007-1

06 августа 2008 г.                                                                               15АП-3947/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2008 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от предпринимателя Барчо Ю.Р.: адвокат Тлий Инвер Шеретлукович по доверенности от 16.04.2008 г., удостоверение №01/105 от 30.06.2003 г.

от иных заинтересованных лиц, третьего лица и прокуратуры Республики Адыгея: представители не явились, извещены надлежащим образом.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Барчо Юрия Рамазановича

на решение  Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.05.2008г. по делу № А01-3708/2007-1

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея

к заинтересованным лицам Администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», индивидуальному предпринимателю Барчо Юрию Рамазановичу,

третье лицо открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Краснодарское отделение СКЖД

при участии Прокурора Республики Адыгея

о признании недействительным постановления администрации,

принятое в составе судьи Шебзухова З.М.,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к индивидуальному предпринимателю Барчо Юрию Рамазановичу, Администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» о признании незаконным постановления Главы администрации МО «Тахтамукайский район» №502 от 23.06.2004 г. «О согласовании места строительства и разрешении проектирования комплекса придорожного сервиса в п.Яблоновском, ул. Дорожная б/н для ИП Барчо Ю.Р.» незаконным.

В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Краснодарское отделение СКЖД.

Решением суда от  12.05.2008 г. заявленные требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок находится в собственности РФ, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Краснодарскому отделению Северо-Кавказской железной дороги, в связи с чем распоряжение им главой органа местного самоуправления путем согласования размещения на нем строения предпринимателя Барчо не соответствует требованиям законодательства РФ и нарушает права и законные интересы собственника имущества.

Не согласившись с принятым решением, предприниматель Барчо Ю.Р. обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд нарушил нормы процессуального права (необоснованно восстановил пропущенный срок на обращение  в суд с настоящим заявлением), а также неправильно применил нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, оспариваемый акт был издан до разграничения государственной собственности на землю, датой которой предприниматель считает 12.07.2004 г.  – дата выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю за Российской Федерацией, в связи с чем глава администрации муниципального образования был вправе распорядиться данным участком. Кроме того, предприниматель указывает, что процесс формирования земельного участка, выделенного в пользование Краснодарскому отделению СКЖД и перешедшего в собственность РФ, не завершен, границы  земельного участка не согласованы и не определены на местности.

В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росимущества по Республике Адыгея просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что оно является  лицом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, но предприниматель Барчо Ю.Р. с соответствующим заявлением в ТУ Росимущества не обращался. Земельный участок входит в декларативно установленную полосу отвода железной дороги и является собственностью РФ,  а доводы о его несформированности и неопределенности на местности являются ошибочными.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества по Республике Адыгея, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства, не явился, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено арбитражным судом, комиссией ТУ Росимущества по Республике Адыгея от 09.02.2007 г. проведена проверка пользователей земельных участков в полосе отвода железной дороги Тахтамукайского района по направлению Краснодар-Новороссийск, станция Кубань (п-к Яблоновский), Энем 1, Энем 2, в ходе которой установлен факт неправомерного использования участка предпринимателем Барчо Ю.Р., разместившем Комплекс дорожного сервиса на расстоянии 18,8м от основной оси железнодорожного полотна. В ходе проверки ТУ Росимущества пришло к выводу о том, что данный участок предоставлен предпринимателю Барчо постановлением главы администрации муниципального образования Тахтамукайский район незаконно, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим требованием.

Оспариваемым постановлением главы Администрации №502 от 23.06.2004 г. предпринимателю Барчо Ю.Р. утвержден акт выбора земельного участка, расположенного по адресу п. Яблоновский, ул. Дорожная, б/н, площадью 3042 кв.м для проектирования комплекса дорожного сервиса. Согласно акту проверки от 09.02.2007 г. данный комплекс размещен предпринимателем на расстоянии 18,8 м от основной оси железной дороги (л.д. 8-11 т.1), что не оспаривалось представителем предпринимателя. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что возведенное предпринимателем Барчо Ю.Р. строение и земельный участок под ним находятся в полосе отвода железной дороги, границы которой, согласно пояснениям ТУ Росимущества в отзыве на апелляционную жалобу, установлены декларативно и составляют в соответствии с действующим законодательством РФ от 12 до 50 км от оси железнодорожного полотна.

Принимая решение, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что распоряжение соответствующим участком произведено главой администрации Тахтамукайского района с нарушением требований законодательства РФ.

Из пункта 3 части 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

В силу ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно статьям 9, 11 Земельного кодекса Российской Федерации право распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, предоставлено Российской Федерации. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Абзацем 2 подпункта «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002г. № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю», принятого во исполнение пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что функции по осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации, в том числе и в случае предоставления земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод, что у администрации муниципального образования Тахтамукайский район не имелось полномочий для принятия ненормативного правового акта, которым согласовывалось выделение земельного участка предпринимателю Барчо Ю.Р. для строительства придорожного комплекса, расположенного в полосе отвода железной дороги ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога».

Довод заявителя жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что упомянутая полоса отвода железной дороги сформирована как земельный участок в установленном законом порядке и предоставлена ОАО «Российские железные дороги», опровергается имеющимся в материалах дела свидетельством от 16.08.2007 г., которым подтверждена государственная регистрация права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 01:05:00 00 000:0008 площадью 195,01 га, находящийся на землях промышленности, энергетики, транспорта и связи (л.д. 15 т.1).

При этом ссылка предпринимателя на то, что спорный участок передан в собственность РФ после принятия постановления главы администрации №502 от 23.06.2004г., является необоснованной, поскольку в соответствии с государственным актом РА-2 №001182 подтверждается, что спорный участок площадью 19501 га был передан на праве постоянного (бессрочного) пользования Краснодарскому отделению СКжд для строительства железной дороги в 1995 году на основании решения администрации Тахтамукайского района №19 от 20.01.1995 г. (л.д. 12-14 т.1).

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что орган местного самоуправления – администрация Тахтамукайского района распорядился спорным участком, передав его в федеральную собственность еще в 1995 году и осуществлять повторное распоряжение соответствующим имуществом в 2004 г. глава администрации был не вправе.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.

Довод заявителя жалобы о неправомерности восстановления заявителю судом предусмотренного ст. 198 АПК РФ срока на обжалование ненормативного акта не является основанием к отмене решения суда. Право суда восстановить соответствующий срок предоставлено статьей 198 АПК РФ. Причины его пропуска ТУ Росимущества по Республике Адыгея признаны судом уважительными. Оснований для переоценки соответствующего вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.

Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на предпринимателя и была уплачена им при подаче апелляционной жалобы (квитанция от 09.06.2008 г. – л.д. 15 т.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Республики Адыгея от 12 мая 2008 года оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           С.И. Золотухина

Судьи                                                                                             Н.Н. Иванова

Т.И. Ткаченко

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 по делу n А53-6792/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также