Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 n 15АП-11680/2010 по делу n А53-17106/2009 По делу о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в восстановлении тарифных преференций по сертификатам происхождения товара и обязании устранить допущенные нарушения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2010 г. N 15АП-11680/2010
Дело N А53-17106/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2010 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Д.В. Николаева, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "ТД "Росхимпром": не явился, считается извещенным надлежащим образом (конверт N 43625),
от Ростовской таможни: Дорофеенко Д.В. по доверенности от 10.04.2009 N 02-32/458, Тимофеева М.М. по доверенности от 15.10.2010 N 02-32/2000,
от ФТС: Шиндина О.П. по доверенности от 23.12.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Росхимпром"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 августа 2010 года по делу N А53-17106/2009,
принятое судьей Комурджиевой И.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Росхимпром"
к заинтересованному лицу - Ростовской таможне
при участии третьего лица: Федеральная таможенная служба
о признании незаконным решения об отказе в восстановлении тарифных преференций по сертификатам происхождения товара и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Росхимпром" (далее - ООО "ТД "Росхимпром") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконным решения таможенного органа от 01.06.2009 N 22-19/08719 об отказе в восстановлении тарифных преференций по сертификатам происхождения товара форма "А" от 07.05.2008 N 0790319, от 29.05.2008 N 0790318, от 23.06.2008 N 0790324, от 10.10.2008 N 0790328, от 14.11.2008 N 0790330, а также об обязании таможни предоставить тарифные преференции по данным сертификатам.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная таможенная служба (далее - ФТС).
Решением суда от 05.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что таможенный орган не доказал, что представленные сертификаты о происхождении товара оформлены ненадлежащим образом и относятся к другому товару, отличному от представленного обществом для таможенного оформления. Сомнения таможенного органа в подлинности сертификатов не являются основанием для отказа в предоставлении тарифных преференций.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.05.2010 отменены решение арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по делу N А53-17106/2009. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал суду на необходимость при новом рассмотрении дела исследовать вопрос соответствия спорных сертификатов, подлинность которых была установлена, условиям, предусмотренным разделом 6 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран.
Принятым по результатам нового рассмотрения материалов дела решением от 27.08.2010 суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Решение мотивировано тем, что в нарушение раздела 6 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран спорные сертификаты заверены печатями органов, сведения о которых не были представлены Турцией в качестве органов, компетентных удостоверять происхождение товара из Турции в целях предоставления тарифных преференций.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТД "Росхимпром" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства непредставления Турцией сведений об органе, заверившем сертификаты. ТПП г. Нигде уполномочена утверждать документ формы А, ставить на нем свою подпись и добавлять необходимый текст.
В судебное заседание не явился представитель ООО "ТД "Росхимпром", считающийся извещенным надлежащим образом о дате судебного заседания в силу п. 3 ч. 4 ст. 123 АПК РФ, поскольку судебная корреспонденция с определением о назначении времени и места рассмотрения апелляционной жалобы, направленная по юридическому адресу ООО "ТД "Росхимпром", который также указан самим заявителем в апелляционной жалобе - 344013, г. Ростов-на-Дону, ул. Катаева, 2, возвращена в суд с отметкой органа почтовой связи "выбытие адресата".
Согласно ч. 5 ст. 123 АПК РФ в случае, если место нахождения или место жительства ответчика неизвестно, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному месту нахождения или месту жительства ответчика.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "ТД "Росхимпром".
Представители Ростовской таможни в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Представитель ФТС в судебном заседании также возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения таможенных органов, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 20.04.2008 N 199 общество в период с июня по декабрь 2008 года импортировало из Турции микромраморные наполнители, термически необработанные, марки LinCarb-2XK, LinCarb 5, Nigkai 2, Mikroral 2A, LinCarb-20, код 2517410000 ТН ВЭД.
Указанный товар ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен по ГТД N N 10313110/050608/0001171, 10313010/281008/0001483, 10313010/031208/0001667. При подаче деклараций общество не воспользовалось преференциями, уплатив таможенные платежи в полном объеме.
В дальнейшем общество обратилось в таможенный орган с заявлением о восстановлении преференциального режима в отношении товара как происходящего с территории Турции, страны-пользователя схемой преференций Российской Федерации.
Письмом от 08.04.2009 N 22-19/5731 таможенный орган сообщил обществу о том, что представленные сертификаты о происхождении товаров форма "А" содержат в графе 11 оттиск печати, не доведенный до таможни. В связи с чем предоставление тарифных преференций в отношении товаров, указанных в данных сертификатах, не представляется возможным. Сертификаты таможней направлены для последующей проверки в Главное управление Федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы России.
июня 2009 года таможенный орган отказал обществу в восстановлении преференциального режима, мотивируя отказ тем, что на основании полученного заключения Центрального экспертно-криминалистического управления Федеральной таможенной службы России от 05.05.2009 N 4/82-09 провести идентификационное исследование оттисков печатей в графах 11 сертификатов не представилось возможным ввиду отсутствия соответствующего контрольного образца компетентного органа Турции в картотеке образцов оттисков печатей стран-пользователей Российской национальной системой преференций.
Считая незаконным решение таможни об отказе в восстановлении тарифных преференций, ООО "ТД "Росхимпром" оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 1 статьи 37 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 34 ТК РФ предусмотрено, что документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (статья 35 ТК РФ) или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара (статья 36 ТК РФ).
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 36 ТК РФ).
В пункте 4 статьи 36 ТК РФ установлено, что если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза и товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057 утвержден перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, в число которых включена Республика Турция.
При определении происхождения товаров из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации применяются "Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций" (далее - Правила), принятые Соглашением государств участников Содружества Независимых Государств от 12.04.1996 и утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 N 479.
В соответствии с пунктом 4 Правил тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
В разделе 6 Правил предусмотрены положения по административному сотрудничеству, которыми установлено следующее. Государства - участники СНГ получают от развивающихся стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования,
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 n 15АП-11621/2010 по делу n А32-12532/2010 По делу о взыскании задолженности по договорам подряда, неустойки (основное требование). По делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами (встречное требование).Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также