Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу n А32-22977/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-22977/2007-26/460

05 сентября 2008 г.                                                                            15АП-3438/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Винокур И.Г.

судей А.В. Гиданкиной, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Винокур И.Г.

при участии:

от заявителя: Павлюк Г. Б. по доверенности № 26 от 29.01.2008 г.

от заинтересованного лица: гос. налог. инспектор Смелик Т.Н. по доверенности от 05.05.08г. № 04-12/03913

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Агрофирма" Дивноморская"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2008 г. по делу № А32-22977/2007-26/460

принятое в составе судьи Ветер И.В.

по заявлению: ЗАО "Агрофирма "Дивноморская"

к заинтересованному лицу: ИФНС России по г. Геленджику

о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Агрофирма" Дивноморская" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по г Геленджику (далее – налоговый орган, налоговая инспекция) о признании незаконными действий налоговой инспекции, выразившихся в отказе (письмо от 07.11.07г. №10-59/05514) полностью списать пени и штрафы по состоянию на 01.01.01г., включенные в реструктуризацию по решению от 07.11.01г. №5, а также об обязании ИФНС России по г. Геленджику списать штрафы и пени по состоянию на 01.01.01г., включенные в реструктуризацию по решению от 08.11.01г. №5 – пени по взносам в Фонд социального страхования в сумме 46 900 руб., пени по взносам в Государственный фонд занятости населения в сумме 25 100 руб., пени по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 2 390 800 руб., штраф по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 36 100 руб., пени по федеральным налогам 422 000 руб., штрафы по федеральным налогам 118 000 руб., пени по региональным налогам 6 000 руб., штраф по региональным налогам 4 000 руб., пени по местным налогам 907 000 руб., штраф по местным налогам 41 000 руб., всего 3 996 900 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 28 апреля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что в письме от 07.11.07 № 10-59/05514 не содержится отказа налоговой инспекции в списании перечисленных сумм штрафов и пеней, поскольку отсутствует ответ на запрос общества о списании реструктурированной задолженности; фактически оно носит информативный характер, в частности, в нем последовательно изложена хронология отношений налогоплательщика и инспекции по вопросу реструктуризации задолженности, указаны принятые судебными инстанциями акты по спорным правоотношениям сторон, и содержится ссылка на то, что вопрос о списании реструктурированной задолженности находится в стадии рассмотрения Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-7664/2007/56/159. Общество самостоятельно решило погасить задолженность по налоговым платежам до принятия решения о реструктуризации, в связи с чем, она не включалась в график погашения задолженности. Поскольку исполнение заявителем обязательств по основной задолженности имело место вне правоотношений по реструктуризации, расценивать погашение основной задолженности в качестве законного обстоятельства, которое по смыслу пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.01 № 458 влечет возникновение у общества права требовать списания суммы штрафов и пеней, основания отсутствуют.

Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Дивноморская" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило отменить судебный акт.

По мнению подателя жалобы, ЗАО «Агрофирма «Дивноморская» будучи добросовестным налогоплательщиком поторопилось выполнить свою обязанность по уплате основных налогов и обязательных платежей, чтобы получить право на реструктуризацию и списание пеней и штрафов. В течении 2-х первых и всех последующих лет ЗАО «Агрофирма «Дивноморская» не допускало задолженностей по текущим налогам и обязательным платежам, что дает ему право на списание пеней и штрафов по состоянию на 01.01.2001 г. включенных в реструктуризацию по решению от 07.11.2001 г. № 5.

Представитель инспекции в судебном заседании доводы жалобы оспорила, просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, пояснила, что доказательств наличия недоимки у общества в период реструктуризации по текущим налогам у инспекции нет.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить, требования удовлетворить.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2001 году ЗАО «Агрофирма «Дивноморская» имела задолженность по налогам и сборам в бюджеты разных уровней и государственных внебюджетных фондов в общей сумме 4 900 000 руб.

ЗАО «Агрофирма «Дивноморская» было принято решение воспользоваться условиями реструктуризации в связи с принятием 8 июня 2001 года Постановления Правительства РФ № 458 «О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов».

На момент подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию основной долг по налогам и сборам был погашен, и потому заявление подано о реструктуризации штрафов и пеней по налогам и страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

ИФНС России по г. Геленджику 08.11.2001г. принято решение №5 о предоставлении ЗАО «Агрофирма «Дивноморская» права на реструктуризацию. На основании заявления ЗАО «Агрофирмы «Дивноморская» от 30.10.2001г. о предоставлении права на реструктуризацию задолженности общества по начисленным пеням и штрафам налоговой инспекцией был разработан график погашения задолженности, который согласован и подписан сторонами.

29.04.2003г. в связи с нарушением обществом сроков погашения задолженности по пеням и штрафам Инспекцией было вынесено решение № 3 «Об утрате права на реструктуризацию кредиторской задолженности ЗАО «Агрофирмы «Дивноморская», предоставленную решением № 5 от 08.11.2001  г.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2004 г. по делу №А-32-10017/2003-55/367-39/68-2004-25/20, оставленным без изменения постановлением ФАС СКО от 27.10.04г. (Ф08-5086/04-1933А), решение Инспекции от 29.04.2003г. № 3 было признано недействительным, в связи с чем, Инспекцией был разработан новый график погашения задолженности по пеням и штрафам со сроком уплаты, начиная с 2007г. Общество отказалось подписать данный график.

04.04.2007 г. налоговая инспекция, рассмотрев состояние расчетно-платежной дисциплины ЗАО «Агрофирмы «Дивноморская», вынесла решение № 1 «Об утрате права на реструктуризацию кредиторской задолженности».

Решением Арбитражного суда от 11.10.2007 г. по делу № А-32-7664/2007-56/159, оставленным без изменения постановлением ФАС СКО от 05.03.08г. (Ф08-829/08-281А), была установлена правомерность проведения реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начиная с 2007 г.

Однако, письмом от 07.11.2007 г. № 10-59/05514 налоговая инспекция отказала обществу в осуществлении полного списания пени и штрафов по состоянию на 01.01.01г., включенных в реструктуризацию по решению от 08.11.01 № 5.

Налогоплательщик, считая незаконным действия инспекции, выразившееся в несписании суммы задолженности по пеням и штрафам по решению о реструктуризации от 08.11.2001 N 5 и обязании инспекции списать указанную сумму задолженности по пеням и штрафам, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в письме от 07.11.07 № 10-59/05514 не содержится отказа налоговой инспекции в списании перечисленных сумм штрафов и пеней, поскольку отсутствует ответ на запрос общества о списании реструктурированной задолженности; фактически оно носит информативный характер, в частности, в нем последовательно изложена хронология отношений налогоплательщика и инспекции по вопросу реструктуризации задолженности, указаны принятые судебные инстанциями акты по спорным правоотношениям сторон, и содержится ссылка на то, что вопрос о списании реструктурированной задолженности находится в стадии рассмотрения Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-7664/2007/56/159.

Судебная коллегия считает данный вывод суда не соответствующим материалам дела, поскольку судом по делу  А32-7664/2007/56/159 рассматривалось требование о признании незаконным решения инспекции об утрате обществом права на реструктуризацию №1 от 04.04.07г. Спор о списании реструктурированной задолженности в рамках данного дела не рассматривался.

Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, в отзыве на заявление общества от 24.12.07 № 04-07/07016 налоговая инспекция указывает, что у заявителя отсутствует право на списание реструктурированной задолженности.

Хотя письмо и не содержит прямой отказ в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, но тем не менее налогоплательщик не мог его оценить иначе, как отказ, поскольку не получил положительного результата рассмотрения заявления.

Судебная коллегия пришла к выводу о незаконности действий ИФНС России по г. Геленджику, выразившихся в отказе списать пени и штрафы по состоянию на 01.01.01г., включенные в реструктуризацию по решению от 08.11.01г. №5, как нарушающих право налогоплательщика, и обязании ИФНС России по г. Геленджику списать штрафы и пени по состоянию на 01.01.01г., включенные в реструктуризацию по решению от 08.11.01г. №5 в общей сумме 3 996 900 руб. по следующим основаниям.

Согласно статье 130 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", реструктуризация производится путем рассрочки основной суммы долга сроком до шести лет, пеней и штрафов - сроком до 10 лет. При выполнении графика реструктуризации задолженности и уплаты текущих платежей в течение двух лет списывается 50 процентов сумм пеней и штрафов. В случае полного исполнения обязательств по реструктуризации задолженности в течение всего срока списывается полная сумма начисленных по состоянию на 01.01.2001 года пеней и штрафов. Условия и порядок реструктуризации просроченной задолженности предприятий, указанных в данной статье, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщик, оплативший просроченную задолженность после принятия решения о реструктуризации, вправе требовать списания всей суммы задолженности по пеням и штрафам.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 "О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов" реструктуризация просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам проводится:

- в части задолженности по начисленным пеням - путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.

Условия и сроки проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, определяется Правительством Российской Федерации - Порядок проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458.

Пунктом 4 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации ей предоставляется право погашения задолженности по федеральным налогам и сборам и по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов равными долями в течение 6 лет, задолженности по пеням и штрафам - равными долями в течение последующих 4 лет.

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Порядка при погашении одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплате текущих платежей в течение первых 2 лет производится списание 50 процентов суммы пеней и штрафов. В случае полного исполнения обязательств по погашению задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплаты текущих платежей в течение последующих 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458, статья 130 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" не исключают реструктуризацию задолженности по пеням при отсутствии задолженности по налогам.

Иное истолкование названных норм приводит, во-первых, к выводу о том, что реструктуризация задолженности по пеням (без задолженности по налогам, сборам и страховым взносам), не допускается;

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу n А53-6176/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также