Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 n 15АП-5935/2010 по делу n А01-2315/2009 По делу о признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непредоставлении обществу земельного участка, и обязании устранить допущенные нарушения прав.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2010 г. N 15АП-5935/2010
Дело N А01-2315/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2010 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Х. Тимченко
судей В.В. Галова, М.В. Ильиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.
при участии:
от заявителей: явка представителей не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомления N 53896, 53897);
от заинтересованного лица: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 53900);
от третьих лиц: от администрации муниципального образования г. Майкоп - представитель Чернышев И.В., доверенность N 12 от 11.01.2010; от ИП Дубовик Евгения Анатольевича - представитель Гузей Н.Н., доверенность от 21.12.2009; от ФАУГИ - явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 53900),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Адыгейское" по племенной работе"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 09 апреля 2010 года по делу N А01-2315/2009,
принятое в составе судьи Хутыз С.И.
по заявлению открытого акционерного общества "Адыгейское" по племенной работе", общества с ограниченной ответственностью "Дирекция СОТ"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея
при участии третьих лиц Администрации муниципального образования г. Майкоп, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, индивидуального предпринимателя Дубовик Евгения Анатольевича
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РА и обязании устранить допущенные нарушения
установил:
Открытое акционерное общество "Адыгейское" по племенной работе" (далее - акционерное общество), общество с ограниченной ответственностью "Дирекция СОТ" (далее - общество) обратились в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РА (далее - теруправление, ТУ Росимущества в РА), выразившегося в непредоставлении акционерному обществу земельного участка, площадью 34 026 кв. м с кадастровым номером 01:08:0202026:32, расположенного по адресу: г. Майкоп, 200 м юго-восточнее х. Гавердовский, и обязании Теруправления устранить допущенные нарушения прав ОАО "Адыгейское" по племенной работе" путем предоставления обществу в аренду земельного участка, площадью 34 026 кв. м, с кадастровым номером 01:08:0202026:32, расположенного по адресу: г. Майкоп, 200 м юго-восточнее х. Гавердовский в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда.
Заявленные требования мотивированы бездействием Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РА, выразившихся в непредоставлении земельного участка обществу в ответ на письмо N 101 от 10.11.2009 г. Истцы указали, что своим бездействием теруправление нарушает права и законные интересы ОАО "Адыгейское" по племенной работе" в сфере предпринимательской деятельности.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.02.2010 к участию в деле N А01-2315/2009 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены индивидуальный предприниматель Дубовик Евгений Анатольевич и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 09 апреля 2010 года в удовлетворении требований ОАО "Адыгейское" по племенной работе" отказано. Суд пришел к выводу, что оспариваемые бездействия теруправления не нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Открытое акционерное общество "Адыгейское" по племенной работе" и общество с ограниченной ответственностью "Дирекция СОТ" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просили отменить его и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявителями приведены следующие доводы.
Суд первой инстанции не учел, что ТУ Росимущества в месячный срок со дня поступления заявления ОАО "Адыгейское" по племенной работе" не приняло решение о предоставлении земельного участка обществу либо об отказе в этом, т.е. допустило бездействие, которое подлежало признанию судом незаконным.
Спорный земельный участок площадью 34026 кв. м с кадастровым номером 01:08:0202026:32, отнесен федеральным законом к федеральной собственности, а отсутствие государственной регистрации права собственности на него не является препятствием для распоряжения им. Заявители полагают, что ТУ Росимущества по РА вправе было решать вопрос о его предоставлении без осуществления государственной регистрации прав на него.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея против удовлетворения апелляционной жалобы возражало, пояснив, что спорный земельный участок площадью 334026 кв. м (пастбища) не подлежал приватизации. Согласно разъяснений, данных Росимуществом России относительно судьбы земель сельскохозяйственного назначения, не вошедших в уставной капитал акционерных обществ, такие участки относятся к землям государственная собственность, на которые не разграничена. Распоряжение указанными земельными участками осуществляют органы местного самоуправления. Росимущество России предложило Теруправлению по Республике Адыгея провести работы по регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки. Пакет документов был сформирован и направлен для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 34026 кв. м в УФРС по Республике Адыгея, однако в регистрации заявленного права было отказано. Таким образом, ТУ Росимущества по РА осуществило все необходимы действия по регистрации права в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, ТУ Росимущества по РА соответствующими полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не обладало, поскольку распоряжение имуществом осуществляется по поручению ФАУГИ.
Дубовик Е.А. в отзыве на апелляционную жалобу указал, что земельный участок площадью 34026 кв. м с кадастровым номером 01:08:02 02 026:0032 разделен на несколько самостоятельных участков, один из которых площадью 26063 кв. м в настоящее время принадлежит ИП Дубовик Е.А. на праве собственности в силу договора купли-продажи N 4591 от 28.10.2009 г., заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации МО "Город Майкоп" и ИП Дубовик Е.А. На момент обращения с заявлением - 11.11.2009 г., заявителям было известно об отсутствии земельного участка с площадью 34026 кв. м.
Представители Дубовик Е.А. и администрации МО г. Майкоп в судебном заседании просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считают требования истца незаконными.
Представители заявителей жалобы и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились. В отношении них апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих третьих лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Администрации города Майкопа Республики Адыгея от 27.04.2001 N 1254-р федеральному государственному унитарному предприятию "Адыгейское" по племенной работе" (правопредшественнику ОАО "Адыгейское" по племенной работе") передан в аренду земельный участок, общей площадью 70 583 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, 200 м юго-восточнее х. Гавердовский, для размещения сельхозпостроек и под пастбища, относящийся к категории "земли сельскохозяйственного назначения" (том 1, лист 19).
24.05.2001 г. между администрацией города Майкопа и ФГУП "Адыгейское" по племенной работе" был заключен договор аренды за N 001834 сроком на 10 лет (том 1, листы 20 - 23).
Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по РА от 30.04.2004 года N 56 "Об условиях приватизации ФГУП "Адыгейское" по племенной работе" указанный земельный участок был разделен на два участка: площадью 36 557 кв. м и 34 026 кв. м. Участок площадью 36 557 кв. м в соответствии с приложением N 1 вошел в уставной капитал образованного в процессе приватизации открытое акционерное общество "Адыгейское" по племенной работе", в то время как участок площадью 34 026 кв. м вошел в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Адыгейское" по племенной работе" (приложение N 2) (том 1, листы 24 - 33).
31.03.08 между ФГУП "Адыгейское" по племенной работе", предпринимателем Дубовик Е.А. и Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 001834 от 24.05.01 на часть земельного участка, общей площадью 34026 кв. м по условиям которого общество передало предпринимателю права и обязанности по договору аренды земельного участка N 001834 от 24.05.2001 г.
Указанный договор зарегистрирован 15.05.08 Управлением Федеральной Регистрационной службы по Республике Адыгея (том 2, лист дела 28).
06.05.08 г. на основании распоряжения администрации от 30.04.08 N 1923-р "О замене стороны арендатора в договоре аренды земельного участка от 24.05.01 N 001834" администрация в лице руководителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" и ИП Дубовик Е.А. заключили дополнительное соглашение N 005628-д к договору аренды земельного участка от 24.05.01 N 001834.
31.07.2008 г. в бюллетене Федерального агентства по управлению государственным имуществом "Государственное имущество" N 4 было опубликовано информационное сообщение о продаже акций ОАО "Адыгейское" по племенной работе" посредством публичного предложения. При этом, в пункте 9 сообщения указано, что площадь земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество, составляет 70583 кв. м.
ООО "Дирекция СОТ" приобрело по договору купли-продажи от 03.10.2008 N 12/1 100% акций ОАО "Адыгейское" по племенной работе".
В целях переоформления участка площадью 34 026 кв. м в пользование ООО "Дирекция СОТ", ОАО "Адыгейское" по племенной работе" обратилось с письмом от 10.11.2009 исх. N 101 в адрес ТУ Росимущества по Республике Адыгея о предоставлении в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации акционерному обществу земельного участка площадью 34 026 кв. м.
Полагая, что теруправление проявляет бездействие по переоформлению земельного участка площадью 34 026 кв. м и ссылаясь на нарушение своих прав в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Дирекция СОТ" и ОАО "Адыгейское" по племенной работе" обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия теруправления и обязании устранить допущенные нарушения прав общества.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции ТУ Росимущества по РА обращалось в Росимущество России относительно судьбы земель сельскохозяйственного назначения, не вошедших в уставный капитал акционерных обществ. Росимущество, в соответствии с п. 1 ст. 3.1. Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, информировало территориальный орган о том, что если акционирование предприятий осуществлялось до 01.07.2006 г., то земельные участки,
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 n 15АП-5915/2010 по делу n А32-52575/2009 По требованию об отмене определения об отказе в отмене обеспечительных мер.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также